Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Думаю, что те из вас кто бывал на Новодевичьем кладбище, согласятся со мной, что это место имеет особую притягательную силу не только обилием захоронений известных исторических личностей, но и как своеобразный музей под открытым небом, в котором находится огромное количество интереснейших памятников, многие из них созданы скульпторами с мировым именем. Некоторые из ваятелей, чьими произведениями мы сегодня любуемся, сами нашли последний приют на Новодевичьем.
Сегодня я хочу рассказать о знаменитом советском скульпторе Вере Мухиной и её муже враче Алексее Замкове, который в свое время стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Алексей Андреевич Замков (1883—1942)
Русский и советский врач, хирург, уролог, учёный-исследователь. Разработчик и создатель первого в мире препарата гормональной терапии «Гравидан».
Родился в крестьянской семье, внук крепостного. Окончил церковно-приходскую школу и Клинское уездное училище.
В 15 лет уехал с отцом в Москву и начал работать в промышленной артели. Всеми правдами неправдами, стремился получить образование. Тайком от отца окончил бухгалтерские курсы, плату за обучение на них он вносил из утаиваемых от родителя денег.
В 1905 году был участником первой русской революции, но вскоре в революционном движении разочаровался. Тогда же он вывел для себя правило, которому следовал всю жизнь:
„Людей надо лечить, а не убивать“.
В возрасте 27 лет сдал экзамены за курс гимназии и поступил в Московский университет на медицинский факультет. В 1914 году ушел на фронт в качестве военврача. Будучи тяжело больным попал в один из московских госпиталей, где в дальнейшем и проходил службу. Там же познакомился со своей будущей женой Верой Мухиной, которая работала там сестрой милосердия.
Одновременно с работой в госпитале открыл частную медицинскую практику.
После революции продолжал работать и вести научную деятельность. Начиная с 1927 года, работал в Государственном институте экспериментальной биологии.
Имя Алексея Замкова получило широкую известность, после того, как созданный им препарат «Гравидан» прошел клинические испытания и дал заметный положительный эффект. Это была революция в фармакологии, причем не только в советской, но и в мировой.
Однако, как всегда нашлись завистники, и победа обернулась поражением.
В 1930 году, под лозунгом «борьбы со знахарством и шарлатанством в Советской медицине» работы по препарату были остановлены, а Замков уволен из Института экспериментальной биологии.
После этих событий Алексей Замков и его супруга Вера Мухина предпринимают попытку покинуть СССР, причем нелегально. После их задержания при попытке перейти Иранскую границу, Замкова судили по обвинению в попытке переправить за границу и продать секретные сведенья об изобретенном им препарате. Вот такой вот парадокс.
Времена были еще не слишком суровые, и доктор вместе с супругою был осужден на три года ссылки в Воронеж с конфискацией имущества. После отбытия наказания, им запрещалось проживание в 6 крупнейших городах СССР.
Однако, у семейной пары нашлись могущественные защитники, благодаря усилиям которых 21 августа 1932 года супруги были досрочно освобождены и вернулись в Москву. Главным заступником опального доктора выступил большой друг их семьи Алексей Максимович Горький.
Сразу же после возвращения из ссылки Замков получает назначение начальником специально созданной лаборатории урогравиданотерапии, на базе которой через год открывается целый научно исследовательский институт с ним во главе.
Слава доктора Замкова гремит по всей стране. Его препарат считается панацеей от любой болезни.
Некий Н. Н. Лучезаров даже публикует поэму «Гравидан». Приведу несколько строф из этого опуса достойного пера незабвенного Никифора Ляписа:
Творит чудесное страна, страна Советов!
Где жизнь полна расцвета!
Где пышно техника растет!
Все крепости Природы побеждает!
Загадки жизни, сложные замки свободно открывает!
И вот наш врач, советский врач А. А. Замков, с тех пор прошло уж пять годов!
Вопрос труднейший разрешил!
Такой придумал аппарат, чтоб из мочи сготовить препарат!
Ему название он дал, как нам известно, гравидан!
Пациентами профессора Замкова становятся первые лица советского государства Молотов, Калинин, Клара Цеткин, Максим Горький и многие другие.
Но времена меняются. В 1938 году решением Академии медицинских наук деятельность Алексея Андреевича Замкова признана антинаучной, институт закрывается и расформировывается. Он сам перенес тяжелейший инфаркт, от которого с трудом оправился. Оправившись от болезни, Алексей Андреевич устроился в здравпункт артели «Головные уборы».
Сразу же после начала Великой Отечественной войны он требует отправки на фронт, но получает отказ. Возраст, больное сердце.
Осенью 1941 отправляется вместе с семьей в эвакуацию. С октября 1941 по август 1942 жил с женой и сыном в городе Каменске-Уральском, где работал врачом-хирургом в местной больнице. Вскоре после возвращения в Москву умер от второго инфаркта.
Вера Мухина похоронила мужа на втором участке Новодевичьего кладбища и сама сделала памятник на его могиле. На белой мраморной плите надпись:
«Для людей я сделал всё, что мог».
Буквально в нескольких десятках метров от могилы профессора Замкова похоронен Михаил Булгаков, сделавший его прототипом одного из самых известных своих персонажей - профессора Преображенского.
Поневоле вспомнятся слова другого Булгаковского героя:
«Удивительно причудливо тасуется колода».
Уважаемые читатели и подписчики моего канала.В связи с большим объемом статья "Новодевичье кладбище. Скульптор Вера Мухина и доктор Алексей Замков. История любви". разбита на две части.
Читать "Новодевичье кладбище. Скульптор Вера Мухина и доктор Алексей Замков. История любви. Часть вторая"