В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение. Выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена. Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления, в рамках которых будут даны темы. В 2019/2020 учебном году даны следующие направления:
- «Война и мир» – к 150-летию великой книги
- Надежда и отчаяние
- Добро и зло
- Гордость и смирение
- Он и она
Многие выпускники задаются вопросом: «Как писать это сочинение?».
Для получения зачёта необходимо:
- Раскрыть тему, написав не менее 250 слов;
- Привести хотя бы один литературный аргумент.
План:
- Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к тому, о чём будет говориться в основной части.
- Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов.
- Заключение, которое содержит вывод по всему сочинению.
Теперь подробнее рассмотрим каждую часть:
1. Вступление.
Это небольшое лирическое отступление по данной теме. В первом абзаце можно раскрыть свое понимание, порассуждать и поразмышлять на данную тему. Но помните о том, что не нужно лить воды, мысли должны четко соответствовать теме и быть логически связаны.
2. Основная часть.
Основную часть можно поделить на несколько абзацев. Так как вы приводите два аргумента из литературы, то в основной части должно быть как минимум два абзаца. Начать можно с фразы «На тему … размышлял Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир»».
Между литературными аргументами должна быть логическая связь, то есть третий абзац сочинения можно начать со слов «Также к теме … обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступления и наказание». Будет лучше, если вы возьмёте два примера из разных произведений.
3. Вывод.
В выводе важно сравнить два проанализированных литературных произведения и понять, как в них раскрыта тема вашего сочинения: по-разному или с одной стороны. Например, можно написать: «Толстой показывает, как доброта … . Достоевский также демонстрирует читателю, что именно с помощью доброты … ». Или же: «Толстой показывает, что … . Достоевский же, напротив, … ». Обязательно используйте в выводе такие клише: «таким образом», «хочу сделать вывод», «подводя итог», «итак» и т.д.
Важно: Между частями и абзацами обязательны переходы - связки.
Чтобы ваше сочинение было практически идеальным нужно помнить о критериях, по которым вас проверяют:
К1. "Соответсвие теме".
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия.
К2. "Аргументация. Привлечение литературного материала".
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала.
К3. "Композиция и логика рассуждения".
Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
К4. "Качество письменной речи".
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых ошибок.
К5. "Грамотность".
Участник должен грамотно излагать свои мысли.
Чтобы получить зачёт нужно попасть в 1,2 и хотя бы в один из 3,4,5 критерии. То есть для зачёта нужны 3 критерия: первый, второй и 3, или 4, или 5.
Полезно знать:
- Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится незачёт.
- Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
- На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
- Если сочинение списано из какого-либо источника, то за такую работу ставится незачёт.
- Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Удачи!!!