Ташкент находится на границе Великой Степи и Средней Азии. Поэтому он всегда привлекал внимание кочевников, которые старались сделать его форпостом своего проникновения в Маверанахр.
Вначале это были уйгуры, затем караханиды, потом Ташкент переходил из рук в руки чингизидов из династий Джучи и Чагатая. Потом им правили тимуриды, а затем и шейбаниды.
С 1630 года по 1749 годы Ташкент был резиденцией казахских ханов Старшего жуза.
С 1720 года Ташкентом правил Жолбарыс-хан, подчиненные роды которого кочевали между Туркестаном и Ташкентом, в долине рек Шыршык и Арыс.
При всей удаленности Ташкента от Джунгарского ханства он регулярно попадал от него в зависимость. Причиной этому служили не набеги джунгар, которые ограничивались сбором контрибуции и захватом рабов, которых тут же сбывали на ташкентских и бухарских рынках.
Причиной этому служила сильная оппозиция казахским ханам в лице местных ходжей (потомков пророка Мухамеда), которые стремились к политическому объединению с Кокандским ханством и Кашгаром. Все эти три региона издавна являются единым культурно-историческим регионом, с налаженными торгово-экономическими связями.
Именно из-за этой оппозиции Жолбарыс-хан был вынужден признать власть джунгар в 1723 году. Ташкентским ходжам был выгоднее джунгарский хунтайджи Галдан-Церен, который объединял в одно целое Коканд, Ташкент и Кашгар, чем казахский хан, тянувший Ташкент в мир казахской степи.
Только в 1739 году Жолбарыс-хан с помощью хана Аблая сумел полностью освободиться от джунгарского покровительства. Но недолго длилось его самостоятельное управление Ташкентом. 5 апреля 1740 года Жолбарсы-хан был убит толпой, возглавляемой фанатиками-ходжами в мечети Ташкента.
После него Ташкентом правил бий Старшего жуза Толе-бий. Учтя обстоятельства смерти Жолбарыс-хана Толе-бий пришел к разумному решению и стал кочевать в окрестностях, избегая появляться в городе. При этом он взял в свои руки всю ирригацию Ташкента, угрожая в случае неповиновения закрыть все каналы, текшие в город с окрестностей. Благодаря этому он смог покорить население Ташкента, которое стало выплачивать ему 40 тысяч таньга ежегодно.
В книге «История Ташкента» изданной в 1988 году, на странице 83, есть нижеследующая информация о Толе би:
«Около 1740 г. владение землями у начала (реки) Бозсу позволило изгнанному казахскому хану Тюлебию, тем не менее, взимать с Ташкента дань в 40 тысяч таньга, которую он прежде получал как правитель.
Татарский купец Шубай Арсланов, посетивший город в 1741 году, свидетельствует:
„он Тюлебий с таким утеснением Ташкенту учинил, что ежели и захочет тот текущий туда канал, то тот-час запрудит и в другую сторону пустить может, от чего ташкентцы принуждены могут быть за удержанием на пашни воды помереть“.»
После 1749 года казахи практически утеряли власть над городом и власть перешла к хокимам городских самоуправлений (по узбекски - даха). Некоторое время они богатели на караванной торговле между Кашгаром и Средней Азией. Но после разгрома джунгар манчжурами инициатива в степи перешла к казахам, которые помня о ташкентской оппозиции перекрыли все караванные пути. Дела у Ташкента пошли плохо и он был легко завоеван Кокандским ханством. Так завершилась история независимого Ташкентского государства (1784-1808 годы), которое было интересным явлением в истории Средней Азии как единственное демократическое государство, управлявшееся местным самоуправлением.
Сведения о быте и жизни в Ташкенте можно найти в интереснейшем романе узбекского писателя Абдуллы Кодири "Минувшие дни".