Найти тему
Печать и самолёт

Что такое дизайн на самом деле?

Какая ассоциация возникает первой при слове "дизайн". Я думаю, что это будет что-то красиво, стильное как продукция Apple, или наоборот что-то вычурное, с нагромождением элементов и необычной конструкцией. В голову могут прийти принты нанесённые на чайник, и ещё сотни и сотни ассоциаций.

Изображение взято из открытых источников с помощью сервиса Яндекс.Картинки
Изображение взято из открытых источников с помощью сервиса Яндекс.Картинки

Понимаете ли, в данном случае эти прекрасные чайники будут декорированы. А дизайн у них будет один и тот же. Не важно, что мы налепим на поверхность чайника, важно, какую форму он имеет, насколько нам удобно им пользоваться и насколько эта форма приятна для человеческого восприятия.

Дизайн - это голая композиция элементов на формате. Неважно, каков этот формат - доска, шар или сложная форма. Оформление будет элементом дизайна, но не самим дизайном.

Возьмём для примера обычный белый конверт.

Изображение взято из открытых источников с помощью сервиса Яндекс.Картинки
Изображение взято из открытых источников с помощью сервиса Яндекс.Картинки

Вроде бы ничего необычного. Скучный белый конверт с техническими надписями. При чём здесь дизайн? А вот при чём. Все элементы расположены на формате (поверхность конверта) так, чтобы нас глаз правильно считывал друг за другом информацию с этого формата. Мы берём конверт в руки. В первую очередь наш взгляд будет падать на поле в верхнем левом углу, потому что мы привыкли читать слева направо, сверху вниз. Если бы мы были японцами, то это поле нужно было бы расположить в верхнем правом углу. Эта информация является самой важной, поэтому расположена там, куда мы посмотрим в первую очередь.

Дальше чуть сложнее. Вроде наш взгляд должен падать на поле с индексом, но на самом деле, когда строчки будут заполнены, мы посмотрим туда, где будет более массивное пятно, а только затем на индекс. Заметьте, что поле "кому, куда" расположено чуть выше поля индекса. Это значит, что в соподчинённой иерархии он будет нашим глазом восприниматься как более важная точка, чем поле индекса.

Поле индекса же расположено в самой слабой зоне и ниже всех. Это техническая информация, предназначенная в первую очередь для почты, а потом уже для получателя.

Есть ещё поле для марки. Марка будет яркой, привлекающей внимание. Она будет тем акцентом, который выделяет письмо, но информационной нагрузки оно не несет, только выделяет конверт. Марка будет оформлением.

Когда дизайнер разрабатывал конверт, то он думал о том, как мозг получателей будет считывать информацию, в какой последовательности, что более важно, а что менее. Это и есть дизайн.

Мозг человека воспринимает изображение в целом на ограниченном формате. Он очень быстро выстраивает иерархию. Яркое пятно - марка - привлечёт внимание, но быстро забудется. Марка сама является форматом с художественной композицией, её мозгу нужно анализировать отдельно, но у мозга задача не воспринять марку, а воспринять конверт.

Поэтому дизайн - это про расположение элементов композиции, а яркие, красивые картинки - вспомогательные средства. Поэтому дизайнеру не обязательно быть художником, самостоятельно создавать художественные композиции, но он должен перенимать опыт живописцев, скульпторов, архитекторов, чтобы верно выстроить свою дизайн-композицию для достижения основной цели - донесения информации до получателя в нужной последовательности и в полном объёме.