(1896-1966) Французский писатель и поэт, отец-основатель, главный идеолог сюрреализма, оппонент Дали и «ученик» Гийома Аполинера.
Андре Бретон родился в нормандском Теншбре и был единственным ребенком в семье мелких французских буржуа. Его родители приложили максимум усилий к тому, чтобы Андре получил наилучшее образование: он окончил церковную школу, затем Лицей Шапталя и поступил в Сорбонну на медицинский факультет, где изучал психологию. Однако идеальному образовательному процессу помешала Первая мировая война — в 1915 году студента-медика мобилизовали на фронт санитаром неврологического отделения в Нанте. Там случился ряд судьбоносных для Бретона в частности и сюрреализма в целом встреч. Во-первых, Андре познакомился с поэтом Гийомом Аполинером (именно он создал термин «сюрреализм»), Альфредом Жарри, Филиппом Супо, Луи Арагоном и Жаком Ваше. Асоциальные взгляды и пренебрежение к устоявшейся художественной традиции, по словам самого Бретона, оказали едва ли не ключевое влияние на его творчество. В 1919 году, после того как Ваше скончался от передозировки опиума (говорят, это было самоубийство), Андре опубликовал сборник его корреспонденции «Военные письма», который дополнил четырьмя собственными эссе.
В том же 1919 году Бретон вместе с Супо и Арагоном выпустили первый номер журнала «Литература». Поскольку издание было в основном сюрреалистическим, тираж существенно превышал аудиторию заинтересованных читателей, за пять лет существования проекта вышло всего несколько номеров. Тематической периодикой эксперименты с новым стилем не ограничились. Бретон опубликовал сочинение «Магнитные поля», написанное в соавторстве с Супо методом автоматического письма. Поскольку творчество Бретона со товарищи было остро авангардным, таким же было и их поведение, приводившее в легкий шок парижских обывателей. В 1921 году Бретон организовал выставку работ Макса Эрнста в подвале «Сан Парей». Самой локации было достаточно, чтобы изрядно оскандалиться, однако Бретон приправил экспозицию руганью в адрес посетителей, периодическим зажиганием спичек, криками «капает на череп!» и мяуканьем в исполнении Арагона.
Посчитав, что одних ярких перфомансов и эпатажного поведения для формирования и поддержания целого художественного направления не достаточно, в 1924 году Андре Бретон опубликовал «Манифест сюрреализма». Тремя годами позже, стремясь соединить идеи, которые почерпнул в творчестве Рембо, и политические воззрения Маркса, Бретон вступил во Французскую коммунистическую партию. Еще через год в свет вышла книга «Надя. Женщина, преобразовавшаяся в книгу». Произведение, которое начинается вопросом «Кто я?», считается образцом французского сюрреализма. В 1935 году у Бретона случился конфликт с советским писателем и журналистом Ильей Эренбургом. Тот сказал в адрес сюрреалистов нехорошее, на что Бретон ответил парой крепких, неинтеллигентных и не утонченных «лещей». Так первый Международный Конгресс писателей приобрел легкий флер подворотни. Кстати, за рукоприкладство всех сюрреалистов из конгресса исключили. А сюрреалисты решили, что пора бы завязать с коммунистическими идеями.
Помимо психологии и писательства, Андре Бретон профессионально занимался коллекционированием и искусством в самом широком смысле. В 1938 году французское правительство отправило сюрреалиста в рамках культурного обмена в Мексику, где тот познакомился с Диего Риверой, Фридой Кало и Львом Троцким. В соавторстве с последним Бретон написал «Манифест независимого революционного искусства». Начало Второй мировой войны Андре Бретон провел в медицинском корпусе французской армии. Однако вскоре был вынужден бежать из страны — правительство Виши запретило его работы, как отрицающие идею национальной революции. С помощью американского журналиста Вариана Фрая в 1941 году сюрреалист бежал в Штаты. Некоторое время он прожил в Нью-Йорке. В 1942 году он организовал выставку сюрреалистов в Йельском университете, а так же опубликовал запрещенную правительством Виши поэму «Фата Моргана», проиллюстрированную кубинским художником Вифредо Ламом.
Последующие 20 лет жизни Бретона прошли под знаменем политики, а не искусства. После войны он взаимодействовал с троцкистами, анархо-синдикалистами и платформистами, при этом он не примыкал ни к одной из группировок. Умер Андре Бретон в 1966 году, когда его бунтарский и вызывающий сюрреализм превратился в новую классику для поколений художников поп-арта и битников.
Автор: Ксения Божинская