Саянский вальс 40
…Лишь после полуночи наступило некоторое затишье на пару часов, но перед рассветом всё началось снова.
- Олежек, вызов, - послышался сквозь сон голос Зины.
Он не имел привычки, как некоторые и на «скорой», и в жизни, что называется – «отсониваться».
Он вставал сразу.
Единственную паузу делал, сев на диване, но и то только для того, чтобы дать организму адаптироваться к вертикальному положению, что- бы не возникло состояние так называемого ортостатического коллапса.
В десятом классе у него несколько раз были обмороки, когда сразу после сна резко вскакивал с постели. Родители водили в больницу, там то и объяснили причину этих обмороков и головокружений. Ну, а учась в академии, он уже и сам узнал, что это такое, как лечится, и что делать для того, чтобы подобных состояний не было.
-Что там? – спросил он, войдя в диспетчерскую.
Зина полулежала на диване и читала книгу – диспетчеру спать нельзя ни в коем случае!
-Вроде как умер. А может, нет, – улыбнулась она.
-Ну, ё-моё! Идёт третье тысячелетие человеческой цивилизации, а некоторые индивидуумы умудряются не знать признаков смерти! Своей, человеческой, смерти! Ну, я понимаю, какая-нибудь медуза лежит – хрен её знает – живая она или нет. Но человек-то рядом с тобой! Как можно не знать?
-Тебе кошмар приснился? – невозмутимо поинтересовалась Зина.
-Кошмар? Кошмар не во сне! Кошмар – в нашем повседневном бодрствовании! – засмеялся Олег.
Засмеялся прежде всего над собой – он знал эту свою особенность, что ли -иногда у него вдруг что-то переключалось в голове – это он так сам называл, и его тянуло на высказывание каких-либо умных, и не очень, мыслей, причём делал он это в скверной, как бы возвышенной, напыщенной манере человека, которого хлебом не корми, дай поумничать, а если по простому – дай по выё… .
Но конечно, всё это он делал лишь затем, чтобы расслабиться самому и не напрягать других.
-Иваныч прошёл?
-Да, я разбудила его.
-Молодец, Зина, я тебя лублу! – Олег послал ей воздушный поцелуй.
-Иди, клоун! – засмеявшись, Зина махнула на него рукой.
-Иди, лечи мужика-то. Дыхание «рот в рот» умеешь делать?
Олег сморщился, изобразил рвотные движения и под смех Вики вышел на крыльцо подстанции.
Было ещё темно.
Иваныч сидел в машине.
-Ну что, поехали, - Олег запрыгнул в кабину, назвал адрес.
-И не спится же людям, - проворчал Иваныч, выводя машину на абсолютно пустынную в этот час дорогу.
-Уточнить надо – «помер – нет», - почти серьёзно сказал Олег.
-А, понятно, - Иваныч кивнул - на «скорой» работают не только видавшие всё медики, но и водители.
…Дверь в квартиру была открыта. На зеркале в прихожей уже висела простыня.
Было тихо и желтоватый свет лампочки резал глаза.
- Хозяева, «скорую» вызывали? – спросил Олег, обращаясь к тишине и к вешалке, на которой висели лёгкая курточка и что-то вроде плаща.
В глубине квартиры возник какой-то шум и через пару секунд в коридор торопливо вышла пожилая женщина с заплаканными глазами.
-Да-да, сюда, пожалуйста, - она показала на проём двери. Олег вошел в маленькую комнату.
На диване лежал пожелтевший, худой мужчина очень преклонного возраста, до подбородка укрытый простынёй. Олег поставил сумку на стол и, подойдя к старику, приподнял большими пальцами его веки.
«Тело мужского пола в положении лёжа на спине. Кожные покровы бледные. Определяются пятна гемостаза и явления трупного окоченения.
Сознание – отсутствует.
Пульсация лучевых и сонных артерий - отсутствует.
Тоны сердца - отсутствуют.
Дыхательные шумы и движения грудной клетки – отсутствуют.
Зрачки равномерно расширены.
Реакция на свет отсутствует.
Корнеальный рефлекс отсутствует.
Констатирована биологическая смерть до прибытия.»
Примерный, тезисный текст карты вызова уже «родился», и, записав данные мужчины, выяснив, чем он болел и дав необходимые рекомендации женщине – что сейчас делать, кому звонить и куда идти, Олег вышел из квартиры.
-Не самая плохая смерть, - подумал он:
-Дома, на кровати, родственники рядом, сделают всё, как надо. А ведь есть трупы, лежащие под снегом – «подснежники». Есть трупы в подвалах – объеденные крысами. А в квартирах?! Изголодавшиеся кошки или собаки съедают по кусочку своих хозяев, скоропостижно скончавшихся дома. Прямо сюжет для фильма ужасов.
А вот интересная ситуация! Если, например, бабушка жила с внуком. Ну, или дедушка, не важно. Умирает. Внук такого возраста, ну, может быть, года три, не понимает ещё, что случилось, позвонить не может, выйти из квартиры не может и никто не приходит. Ну, в общем, внук хочет есть. Допустим, в холодильнике что-то было, но он всё съел. Может ли ситуация дойти до того, что он отрежет кусочек бабушки или дедушки и съест его?
Сложный вопрос! Но интересный! Надо будет у психиатров спросить.
… Почему-то вспомнился вызов, на который выезжал ещё в январе – стояли холода за -30.
В однокомнатной квартире жил мужик – пенсионер. Вызвал «скорую», так как старший брат, приехавший в гости, спит и не просыпается, и даже не шевелится.
Олег, освободив табуретку от чашек и кружек, поставил на неё сумку с лекарствами. Куртку снимать не стал, так как в квартире было очень холодно, да и к тому же это жильё было из тех, в которых полно «самых меньших братьев» человека – тараканов и они вполне могли залезть в какую-нибудь складку положенной в неудачном месте одежды.
Хоть по серому лицу брата и было видно, что он уже вышел из сферы профессионального интереса и объекта приложения профессиональных знаний и умений врача «скорой» и попал в зону профессионального интереса судмедэксперта в морге, Олег поднял ему веки и, конечно, увидел то, что и ожидал – равномерное расширение зрачков и отсутствие реакции их на свет.
Но лоб был ещё тёплый, поэтому Олег, откинув угол одеяла, хотел было, на всякий случай, прижать пальцы к месту проекции сонной артерии под нижней челюстью в желании определить наличие или отсутствие её пульсации, но прикоснуться к коже не успел, а замер – такого он ещё не видел! - на шее, в складках кожи, сидели – или лежали? или стояли? как правильно назвать положение, когда таракан не движется? - тараканы! Они устроились один за другим, наподобие бус и грелись! Всё правильно, труп не шевелится, но ещё тёплый, а в квартире - холодно!
А сколько ищущих тепло тараканов могло быть под одеялом, рассредоточенных по всему телу умершего?
Вопрос этот Олег сам себе задал, вот только искать ответ не стал, а аккуратно вернул угол одеяла на место и, записав данные почившего, тут же поспешил откланяться.