К нам обратился клиент с нестандартной ситуацией. Суть дела: он был застрахован по ОСАГО на 1 год в одной из крупных страховых компаний (имя не будем называть, чтобы не делать им антирекламу). Несколько дней назад ему на почту пришло уведомление из этой страховой компании о расторжении договора страхования в связи с нарушением условий страхования (при этом какое именно нарушение четко не прописано!!). Человек мягко говоря был удивлен такому письму. Еще интереснее стало от того, что в реестре РСА его полис числится «как действующий», т.е. имея такую отметку - оформить другой не представляется возможным.
Понимая, что самостоятельно эту проблему не решить, он обратился в одну из омских компаний, которая позиционируется себя как профессионалов – «автоюристов». Там ему предложили помочь.. внимание!!.. всего за 26 900 рублей (это с «супер» скидкой, действующей именно в этот день! Цена без скидки составила бы 40 000 рублей). Не хило, да?! При этом надо понимать, что весь полис ОСАГО на полный год у него стоил всего около 4000 рублей, из которых он отъездил уже полгода. Т.е. решая проблему стоимостью условно говоря 2000 рублей его «раскручивали» на 26 900 рублей.
Все, конечно, ценят деньги… но это перебор.
На наш взгляд в данном случае все можно решить через жалобу в Центробанк, РСА, и если это не поможет, то уже тогда - через суд. Но не за такие деньги, которые пытались содрать с автомобилиста.
Для примера жалоба в нашей компании стоит 1500-2000 руб. Суд по первой инстанции 15 000 рублей.
Если человек не хочет связываться с судами, то можно просто отказаться от полиса и перестраховаться в другой СК. Ну и, соответственно, «зафиксировать» убыток в сумме 2000 рублей.
Теперь немного правовой «нудятины» (обоснование таких отказов со стороны СК):
Согласно части 1 статьи 944 ГК РФ — при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе. Согласно части 3 данной статьи — если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в части 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 ГК.
В соответствии с п. 1.16 Правил ОСАГО, в случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.15, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страхователем письменного уведомления страховщика.
В случае досрочного прекращения действия договора обязательного страхования в связи с выявлением ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, согласно п. 1.16. Правил ОСАГО, часть страховой премии по договору обязательного страхования страхователю не возвращается.
Основанием для досрочного прекращения договора ОСАГО является выявление ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
«Лайфхак» для тех, кто дочитал:
1. При оформлении страховки ОСАГО тщательно!! проверяйте свои данные. По большому счету сотрудникам СК будет выгодно, если Вы где-нибудь ошибетесь, так как деньги (страховую премию), они получат, а в случае ДТП (или раньше, например, при выявлении такого факта) – договор с Вами будет расторгнут и возмещение по полису Вы не получите.
2. Оформляйте полис ОСАГО в нормальной, проверенной страховой компании.
3. Оформляйте полис ОСАГО не менее чем за 3 дня до истечения действия старого полиса.
Мы всегда готовы помочь Вам в защите Ваших прав. Приходите по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 72, корп. 1 (БЦ «Золотая миля»), офис 101. Обширная практика по такой категории споров, опытные юристы.