«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отличаться сухостью и односторонностью», – К.Д. Ушинский.
В Валдае состоялся областной фестиваль «Зелёная планета». Особенностью его стали два момента. Во-первых, под одной крышей Визит-центра национального парка «Валдайский» данное мероприятие объединили со ставшей уже традиционной ежегодной научно-практической конференцией «Полевой сезон» (исследования и природоохранные действия на особо охраняемых природных территориях Новгородской области).
Во-вторых, к традиционным двум конкурсам: ЮИОС (юных исследователей окружающей среды) и «Подрост» («За сохранение и бережное отношение к лесным богатствам») впервые добавили вводный юниорский конкурс.
На научно-практическую конференцию пригласили учёных, аспирантов, студентов, учителей и школьников, не участвующих в треёх названных конкурсах. И местом проведения собрания стал более вместительный конференц-зал Визит-центра.
Администрации Визит-центра и Оргкомитету фестиваля сложнее было разместить участников трёх конкурсов по множеству номинаций. Число свободных помещений в офисе было ограничено. В результате конкурсантов «Подроста» в трёх номинациях и вводного юниорского отправили в другое здание. И приютили всех в одной аудитории с одним составом жюри всего из трёх человек. И это обстоятельство не могло не сказаться на уровне компетентности жюри и, как следствие, на уровне объективности оценки работ учащихся.
Но самая главная оплошность Оргкомитета фестиваля в том, что в аудитории не допустили педагогов-руководителей исследовательских работ учащихся (далее ИР). Наверное, по причине дефицита стульев. А как иначе учителя, особенно начинающие, могут оценить модели, уровень работ и особенности защиты и своих питомцев, и потенциальных призеров.
К тому же любой фестиваль (тем более в сфере образования) – это, прежде всего, праздник демонстрации творческих достижений учащихся. Это и возможность наблюдать, оценивать и принимать решения по совершенствованию представляемой деятельности.
Ранее на подобных мероприятиях в областном центре на ул. Новолучанской защите работ, как правило, предшествовало торжественное открытие с участием первых лиц от образования, знакомство с членами оргкомитета и жюри по объединённым секциям. Участников обычно информировали по процедуре защиты ИР, номерам аудиторий. Кроме того, в программе мероприятий обычно были методические лекции и семинары, обмен опытом педагогов и учащихся.
В Валдае такой программы, к сожалению, не было. Сразу после регистрации в вестибюле, учащихся отправили по комнатам. В таких условиях педагогам просто невозможно иметь представление и тем более судить и о квалификации членов жюри, и о ипостасях конкурсантов.
Тем не менее, юные исследователи из 15 муниципальных районов представили на суд жюри 30 исследовательских работ и проектов по разным темам и номинациям. Экологические исследования учащихся, судя по перечню официально заявленных тем, являют собой сочетание теоретических знаний в области различных дисциплин, экологической культуры и практических действий. Практика показала, что это самый эффективный способ экологического воспитания и образования.
К.Д. Ушинский говорил, что «логика природы – самая полезная и доступная логика для детей». Возьмите любую книгу воспоминаний выдающихся людей. Кем бы ни был по профессии автор, в монографии всегда найдёте места, посвященные природе, которая в детстве оказала благоприятное воздействие на развитие наблюдательности, воображения, чувств, в конечном итоге на развитии творческой деятельности.
Боровичи на фестиваль заявили 4 работы в трёх конкурсах. Защитили их достойно. В результате наши учащиеся получили 2 диплома лауреатов (гимназисты Андронов Максим и Семенова Полина), второе и третье места соответственно ученицы школы № 9 Цветкова Полина и Желвакова Наталья. И это лучший результат на фоне других районов области.
Организаторы фестиваля, увы, скомкали и финальную часть фестиваля. Награждение победителей и призеров было будничным и постным. Опять-таки без участия представителей от Министерства образования региона. Создалось впечатление, что мероприятие проведено скорее для «галочки», чем для обобщения и тиражирования опыта, мотивации районов, школ, педагогов и учащихся.
Мне, как и большинству коллег из муниципальных районов, выбор был один – стать участником научно-практической конференции. Большинство докладов на собрании содержали не только исследования и открытия в многогранной природной среде Новгородского края, но и отражали озабоченность проблемами её подлинной и неотложной охраны.
Помню, ещё в студенческие годы меня впечатлили мысли русских классиков о том, что народ научно, рационально должен создавать необходимое соотношение между недрами, землями, лесами и водами. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей, по мнению известного русского историка Василия Ключевского «…имеет свои пределы и требует известной осмотрительности».
То, что пришлось видеть, по крайней мере, за 50 лет отнюдь не свидетельствует о культурной обработке, об осмотрительности населения на необъятных просторах страны. Да и в нашем крае тоже. Всё откровеннее выглядит разрушение природной среды. Как никогда ныне она беззащитна. Свыше двадцати особо охраняемых природных территорий Боровичского района, к сожалению, никак и ни кем сегодня не охраняются.
Сообщение автора о малоизвестных фактах изучения и штурма пещерной системы р. Понерётки на «Горной Мсте» вызвало живой интерес у аудитории. Особенно у представителей научной среды. Было задано много вопросов. И этому есть объяснение. Одна из крупнейших пещерных систем северо-западной Русской равнины между Санкт-Петербургом и Москвой как объект туризма, спелеологии и бальнеологии на самом деле ещё очень слабо изучена. Проблематично её использование для названных направлений. Не определён и юридический статус объекта (всего лишь – «водопад» на р.Понерётке). Очевидно, есть ещё что исследовать, апробировать и охранять в родном краю…
Наш мир миновал не только рубеж тысячелетий. Та незримая черта, что отделяет настоящее от прошлого и настоящее от будущего на этот раз означает нечто неизмеримо большее, чем это было на рубеже прошлых эпох. Извечные пути взаимодействия человечества с природой упираются в тупик. Нужны новые дороги, новый выбор.
Может быть, по В.И Вернадскому и Н.Н. Моисееву, это, прежде всего, - Российский выбор, неотделимый от представлений о сущности Природы, о ноосфере… И то, что сворачивается экологическое воспитание и образование подрастающего поколения в регионе – это не тот путь. Что и отразил, по сути, прошедший формально фестиваль «Зелёная планета». Это не тот выбор. Как того требуют и вызов времён и предостерегают мудрые мысли отечественных классиков.
Л. Быков, краевед, эколог, педагог.