В продолжение разговора об астрологических часах задам читателям вопрос. А знаете, кто придумал и создал первые астрологические башенные часы и подарил их Магдебургу? И сам отвечу - Герберт Аврилакский.
«Тот самый чернокнижник? Разобрать рукописи которого Воланд прибыл в Москву?»- спросите вы, представляя старичка с бородой и в звездном колпаке (так обычно изображают астрологов). Тот самый! Один из самых просвещенных людей того времени и как теперь говорят «self made man». Подростком он был отдан бедными родителями в монастырь и прошел путь от простого монаха, до… там тарарам!!!...ПАПЫ РИМСКОГО Сильвестра 2!
Видный ученый, он распространил по Европе арабские цифры, научил пользоваться абаком (это древние счеты), армиллярной сферой и астролябией, усовершенствовал процессы обработки металлов и много чего еще.
Бабки на лавочках того времени судачили, что папский престол Герберту обеспечили не природный ум и блестящее образование, а демоница Меридиана, с которой у того была связь. Но это байка малограмотных из серии «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
Зачем же Булгаков упомянул о нем в начале романа в таком контексте?
У Булгакова каждый образ многогранен, искрится, раскрывая игру света, как бриллиант.
Грань первая. Сильвестр 2 считается прототипом Фауста. А «Фауст» Гете был книгой, которая стала источником скрытой полемики с Гете для Булгакова. Не случайно он приводит в эпиграфе к своему закатному роману цитату: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Грань вторая. Герберт был до мозга костей имперцем, государственником. И слова Пилата «на свете нет лучшей власти, чем власть императора» могли бы быть его словами. Справедливости ради отмечу, что имперцем он был ровно до того момента, как стал римским папой, а сразу после стал работать над расширением власти не кесарей, а только папского престола.
Грань третья. Он принимал активное участие в приходе к власти династии Капетингов, младшей ветвью которой стала династия Валуа. А именно к ней принадлежала Маргарита де Валуа, ставшая женой Генриха Наваррского и служившая прообразом булгаковской Маргариты.
Грань четвертая. В период жизни Герберта по Европе начала распространяться ересь богомилов, веривших, что светлое и темное начала в мире равноправны. Именно эта ересь, воспринятая богомилами от гностиков, стала впоследствии основой воззрений катаров, и, как вы понимаете, имеет к роману самое непосредственное отношение.
Грань пятая. Воланд сообщает Берлиозу с Бездомным, что прибыл в Москву с целью разобрать рукописи Герберта Аврилакского, но в итоге никакой другой рукописи, кроме рукописи Мастера не читает. Это означает, что образ Мастера должен быть тесно связан с фигурой этого римского папы и введен в роман не случайно. Впрочем, вы наверное уже знаете, что у Булгакова случайных персонажей и упоминаний в романе не бывает. Каждая фигура порождает смысловой ряд и в должное время обрастает дополнительными подробностями и аналогиями.
Ну и небольшое дополнение. Знаете ли вы, что целых 18 римских пап в период с середины 10 по середину 11 века считаются «темными», то есть напрямую связанными с астрологией, алхимией и магией. Восемнадцать!!! Карл!!!
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. Впереди будет много публикаций о романе "Мастер и Маргарита".
Читайте уже на моем канале:
За что был наказан буфет и буфетчик (грани романа "Мастер и Маргарита")