Сразу после того, как была закончена первая часть кинофильма «Иван Грозный», советский режиссер Сергей Эйзенштейн приступил к съемкам второй части. За первую серию, вышедшую на большие экраны в 1945 году, съемочная группа получила Сталинскую премию, однако вторую серию советский народ так и не увидел — фильм в Советском Союзе запретили, поскольку картина не понравилась лично Сталину.
От музея — к кино
Подготовка к масштабной исторической картине началась еще в конце 30-х годов прошлого века. Фигура Ивана Грозного была выбрана для экранизации неслучайно — личность русского царя интересовала самого Сталина, который и подсказал режиссеру тему будущего фильма.
Предполагалось, что Эйзенштейн воплотит на экране не просто образ первого царя всея Руси, но покажет все достижения царствования Грозного, а особенно — объединение русских земель и укрепление государственности.
Сергей Эйзенштейн начал работу над картиной с воодушевлением. Режиссер неделями пропадал в Историческом музее, изучал сохранившиеся письменные источники того времени, тщательно прорабатывал малейшие детали. На роль Ивана Грозного Эйзенштейн пригласил знаменитого советского актера Николая Черкасова, на роль Малюты Скуратова — Михаила Жарова, на роль царицы Анастасии Романовны — Людмилу Целиковскую.
К началу Великой Отечественной работа над сценарием была почти закончена, однако из-за войны съемки фильма начались гораздо позднее.
В 1945 году первая серия «Ивана Грозного» была показана в советских кинотеатрах. Почти сразу же в прокат должны были выпустить и вторую серию, однако этого не произошло — фильм был запрещен.
«Я тоже немножко знаком с историей»
Эйзенштейн несколько месяцев писал Сталину письма с просьбой о встрече. Наконец, в феврале 1947 года, встреча состоялась.
На аудиенции Сталин раскритиковал кино. Он спросил у режиссера: «Вы историю изучали?». Затем продолжил: «Я тоже немножко знаком с историей <…>. У вас опричники показаны, как ку-клус-клановцы <…>. Царь у вас получился нерешительный <…>. Все ему рассказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения…».
Основные претензии лидера Советского Союза сводились к неверной, по его мнению, трактовке личности царя и роли опричнины в истории государства. Сталин считал, что «Малюта Скуратов был крупным военачальником», «опричнина – прогрессивной армией», «царь Иван — мудрым и великим правителем». Все это, по мнению Сталина, в картине отсутствовало, а потому в первоначальном варианте фильм был запрещен.
Полочное кино
После аудиенции Эйзенштейн взялся за доработку «Ивана Грозного», однако довести дело до конца не смог — помешала неизлечимая болезнь. Не доделал режиссер и третью серию, которой планировал закончить кинобиографию первого русского царя.
Долгие годы замечательный фильм талантливого режиссера хранился в архивах и лишь во время хрущевской оттепели был показан советским зрителям.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать: