Китай зловеще предупреждает о возможных в акватории Южно-китайского моря «неожиданных инцидентах», поскольку США стремятся создать антикитайскую коалицию на всем водном пути из Поднебесной в Европу. Соединенные Штаты и Китай удвоили накал своей борьбы за господство в Южно-китайском море и на более широком Индо-тихоокеанском регионе. С некоторых пор конфронтации на море и пламенная риторика угрожают перерасти в настоящий военный конфликт.
Подкрепляемый быстро растущим и постоянно модернизирующимся Военно-Морским Флотом Народно-освободительной армии (НОАК), Китай проявляет все меньшую сдержанность в своем стремлении снизить активность американских военно-морских сил в соседних с ним водах. Обладая одним из крупнейших в мире морских флотов и армадой паравоенных судов, все чаще действующих в качестве мультипликаторов силы, ВМФ Китая недавно развернули военные корабли и военные самолеты для перехвата прибрежных боевых кораблей США в Южно-китайском море. По словам пресс-секретаря командования Южного театра военных действий Ли Хуамина, Китай «направил корабли и самолеты для проведения полного мониторинга и проверки на двух американских военных кораблях и предупредил их о необходимости уйти из вод заявленной зоны». Стремясь защитить «голубую национальную территорию» Китая, представитель китайских ВМФ 22 ноября призвал американскую сторону «немедленно прекратить всякие провокационные действия с тем, чтобы избежать неожиданных инцидентов в водах, где Китай обладает неоспоримым суверенитетом».
Беспрецедентный натиск Китая последовал по горячим следам развертывания Пентагоном американских кораблей USS Montgomery и USS Gabrielle Giffords для так называемых операций по обеспечению свободы судоходства (FONOP) в Южно-китайском море. По словам Пентагона, два прибрежных боевых корабля «укрепляют силу атаки в Южно-китайском море» в рамках более широких усилий по оказанию давления на Китай с тем, чтобы «соблюдать международные правила». ВМС США сообщили, что один прибрежный корабль проплыл около рифа Мисчиф островов Спратли 20 ноября, в то время как эсминец USS Wayne E Meyer прошел около Парасельских островов на следующий день.
Китай, который выступает против присутствия американских военных кораблей в своих «заявленных водах», обвинил США в «разжигании беспорядков в Южно-китайском море под предлогом свободы судоходства». Дерзкий шаг Китая по перехвату американских военных кораблей совпал с громким визитом министра обороны США Марка Эспера в регион, где он стремился сплотить антикитайскую поддержку со стороны ключевых своих союзников и партнеров, включая Таиланд, Вьетнам, Индонезию, Филиппины и Южную Корею. Во время своей поездки глава Пентагона объявил о новом пакете оборонной помощи Вьетнаму, направленном на укрепление его потенциала в области морской безопасности; возобновление давно застопорившейся подготовки специальных сил с Индонезией параллельно с растущими совместными военно-морскими учениями; и совершенствование мер взаимной обороны в соответствии с договором 1951-го года с Филиппинами, несмотря на потепление отношений президента Родриго Дутерте с Пекином.
Высшие американские чиновники повысили ставки в своей риторике после тура Эспера, публично призывая к большей поддержке союзников против растущей самоуверенности Китая в отстаивании спорной морской акватории. В своей долгожданной речи на международном форуме по безопасности в Галифаксе в Канаде адмирал Филип Дэвидсон, начальник Индо-тихоокеанского командования США, подчеркнул, что он видит угрозу Китая для всего глобального морского порядка. За последние 30 месяцев, сказал командующий, Китай сделал больше глобальных военно-морских развертываний, чем за последние 30 лет. Признавая растущее экономическое влияние Китая, Дэвидсон призвал союзников поддержать контрмеры США против существующих и возникающих угроз «свободе морского судоходства», заявив при этом, что «международный порядок необходимо защищать».
Что касается Южно-китайского моря, то Дэвидсон предостерег страны Юго-восточной Азии от каких-либо уступок Китаю, ограничивающему свободу судоходства и пролета в широком морском пространстве. Пентагон особенно обеспокоен стремлением Пекина разработать юридически обязывающий кодекс поведения (CoC) для Южно-китайского моря, который, как предлагалось, исключал бы присутствие США на морском театре.
В ходе недавних переговоров между Китаем и членами Ассоциации государств Юго-восточной Азии (АСЕАН) Пекин, как сообщается, настаивал на эксклюзивном совместном использовании рыбных и энергетических ресурсов в этом районе, исключая внешние державы. Китай также призвал ограничить способность региональных государств проводить совместные военно-морские учения с США и их региональными союзниками.
Дэвидсон, фактически, попросил государства Юго-восточной Азии оставаться на своих позициях, подчеркнув при этом нейтральную приверженность Америки безопасности региона с помощью регулярных военно-морских учений в Южно-китайском море. Пентагон, сказал адмирал в своем обращении, провел два рейда в рамках FONOP только в середине ноября, в дополнение к многочисленным военно-морским учениям с союзниками и стратегическими партнерами в сентябре и октябре. Командующий пообещал, что такие развертывания будут расти, поскольку Пентагон стремится проецировать больше воздушной и морской мощи из Японии, Гуама и Гавайев, а также ротировать больше военно-морских активов в регионе, включая постоянно базирующиеся прибрежные боевые корабли в Сингапуре. Пентагон также недавно расширил свой доступ к военным объектам во Вьетнаме и на Филиппинах. Эти обе прифронтовые страны в Южно-китайском море оспаривают с Китаем принадлежность вод.
Речь Дэвидсона была смесью заверения и требования большей поддержки со стороны союзников из Юго-восточной Азии. Американские рейды в рамках FONOP уже имеют сильную поддержку со стороны трансатлантических и индо-тихоокеанских союзников США, включая Австралию, Канаду, Францию, Великобританию, Японию и Индию. В последние годы все эти крупные военно-морские державы вступили в различные формы сотрудничества с США, с Великобританией и Францией, недавно развернувшими суда в Южно-китайском море.
США развертывали военные корабли, иногда по два за один рейд, в пределах 12 морских миль от искусственно отвоеванных островов Китая, хотя Пекин рассматривает эти военно-морские маневры как незаконные. Спутниковые снимки показывают, что Китай милитаризировал некоторые из функций, которые он контролирует, а Тихоокеанское командование США заявило в прошлом году, что Пекин построил целых семь военных баз в море.
Между тем, единомышленники военно-морских держав либо развернули военно-морские силы в непосредственной близости от спорных островов, оккупированных Китаем, и/или провели военно-морские учения, проходя через спорные воды в этом районе. Однако призывы Вашингтона к большей поддержке союзников не ограничиваются спорами в Южно-китайском море. США явно чувствуют, что взаимодействие и обмен разведданными с союзниками рискуют быть скомпрометированными Китаем.
Советник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен, выступая 23 ноября на форуме в Галифаксе, призвал союзников отказаться от китайских телекоммуникационных инвестиций, особенно тех, которые используют сетевые технологии Huawei 5G. «Когда они получат Huawei в Канаде, они будут знать каждую медицинскую карту, каждую банковскую запись, каждый пост в социальных сетях. Они будут знать все о каждом канадце», – сказал О'Брайен, изображая телекоммуникационные технологии Китая как «троянского коня». «То, что делают китайцы, делает Facebook и Google похожими на детскую игру, поскольку они собирают информацию о людях», – добавил он, утверждая, что расширение влияния Китая на глобальные телекоммуникации повысит его способность «микро-таргетировать» избирателей и влиять на выборы в западных демократиях. Поэтому американские военные чиновники оказывают давление на союзников, чтобы они не использовали оборудование Huawei 5G.
О'Брайен также открыто предупредил, что разведывательное сотрудничество между так называемым альянсом «Пяти глаз» (Five Eyes), в который входят разведывательные службы Австралии, Канады, Новой Зеландии, Великобритании и США, также может пострадать соответствующим образом. «Троянский конь Huawei пугает, и это ужасно», – сказал советник по национальной безопасности США, – «Я нахожу удивительным, что наши союзники и друзья в других либеральных демократиях позволили Huawei войти в их страны».
Посол Китая в Канаде Конг Пэйву отверг такую критику как «необоснованное обвинение» и призвал Канаду «обеспечить справедливую и недискриминационную деловую благоприятную среду для китайских компаний, включая Huawei».
РИЧАРД ДЖАВАД ГЕЙДАРЯН, ВАШИНГТОН