Найти тему
Толстоевский

"Учительница первая моя": худший педагог из советского кино- кто?

Оглавление

Педагог в советском фильме - почти всегда фигура положительная. Даже если он говорит "ложить", как какая-то учительница из фильма "Доживем до понедельника". Но если внимательно посмотреть, некоторые учителя, заявленные в кино как замечательные, оказываются чуть-ли не профнепригодными.

И еще - любопытно проследить эволюцию этого образа в кинематографе 40-90 годов.

"У нас не забалуешь"

Вера Марецкая в роли Варвары Мартыновой в фильме "Сельская учительница" (фото dratuti.info)
Вера Марецкая в роли Варвары Мартыновой в фильме "Сельская учительница" (фото dratuti.info)

Учитель в фильмах 40-50-х - это всегда дистанция с учениками, никакой фамильярности и панибратства, а также уж слишком плотного "влезания" в души учеников не предполагается.

Варвара Мартынова в исполнении Веры Марецкой ("Сельская учительница", 1947), учителя в фильме "А если это любовь" ( 1965) или учительница литературы, из фильма "Доживем до понедельника".

Татьяна Сергеевна (Нина Иванова) из фильма "Весна на Заречной улице" (фото vremya.tv)
Татьяна Сергеевна (Нина Иванова) из фильма "Весна на Заречной улице" (фото vremya.tv)

Даже в трепетной Татьяне Сергеевне из фильма " Весна на Заречной улице" чувствуется воля, ее взрослые ученики не могут обходиться с ней как с подружкой, несмотря на возраст.

Этот тип будет встречаться и позже, например, веселая но строгая директор школы ( Людмила Касаткина) и некоторые другие учителя из фильма "Большая перемена" (1973).

"Лучшая подруга"

Фильм "Чужие письма" (1975) Ирина Купченко в роли учительницы и ее ученица (Светлана Смирнова)  (фото my-hit.org.
Фильм "Чужие письма" (1975) Ирина Купченко в роли учительницы и ее ученица (Светлана Смирнова) (фото my-hit.org.

Но время идет, люди становятся сложнее, и появляется новый тип кино-учителя - друг или подруга. Интересно, что как правило такая"близкая дружба" с учениками добром не заканчивается. Яркий пример - учительница и ученица из фильма "Чужие письма", где девочка, гораздо более волевая, чем ее педагог, буквально терроризирует учителя, вторгаясь практически с ногами в ее личную жизнь.

Елена Проклова в роли Марины Максимовны, фильм "Ключ без права передачи" (фото vokrug.tv)
Елена Проклова в роли Марины Максимовны, фильм "Ключ без права передачи" (фото vokrug.tv)

В фильме "Ключ без права передачи" (1976) "продвинутая" и прогрессивная Марина Максимовна (Елена Проклова) тоже как-то перебирает с дистанцией с учениками, что приводит к конфликтам.

"Трепетная фея"

Елена Соловой в роли "Танечки" , фильм "Вас и не снилось..." (фото domkino.tv)
Елена Соловой в роли "Танечки" , фильм "Вас и не снилось..." (фото domkino.tv)

Вот это пожалуй самый плохой тип учителя. Даже не очень грамотные, но внутренне цельные и волевые педагоги - более профпригодны, чем умные, тонкие, знающие, но, увы психологически слабые люди.

Учительница из фильма "Вам и не снилось" (1980), много вреда своим ученикам не приносит, просто потому что ученики у нее - милые и интеллигентные дети. Они ласково-пренебрежительно называют ее "Танечкой" и смотрят снисходительно. Вряд ли ей бы так повезло, будь ее подопечные порезвее, как у Елены Сергеевны (Марина Неелова) в пред-перестроечном фильме "Дорогая Елена Сергеевна".

Марина Неелова в фильме "Дорогая Елена Сергеевна" (1988)
Марина Неелова в фильме "Дорогая Елена Сергеевна" (1988)

Всем она хороша - умная, образованная, тонкая, любящая детей но не надо было ей работать в школе. Не может такой "божий одуван" держать класс.

А класс нужно именно "держать". Как это ни грустно дети-как животные, они считывают именно эту глубинную психологическую устойчивость и волю - и подчиняются ей.

Можно представить такое поведение учеников с волевым педагогом из 40-50-х? Вряд ли.

Спасибо за внимание!))))