Найти тему
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

Как археологи, проведя анализ металлургии региона, нашли легендарное библейское царство Эдом

О легендарном Эдомском царстве сведений сохранилось немного. Так, одно из упоминаний о нём мы находим в Бытии 36:31, где приводится перечень царей, которые правили Эдомом: "Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:..." (и далее идут цари по списку).

Формулировка "цари прежде царствования царей" долгое время сбивала с толку как историков, так и иных интерпретаторов Библии. Но археологические исследования, проведённые в этом году учёными из Университета в Тель-Авиве, заставляют по новому взглянуть на этот текст, проливая свет на историю этой небольшой области в Израиле.

Согласно этому исследованию, Эдомское царство находилось в Аравийской пустыне на территории современных Израиля и Иордании и в 12 - 11 веках до нашей эры являлось процветающим государством с развитой экономикой и технологиями. Исследование было опубликовано в журнале PLOS One за сентябрь 2019 года.

В этот раз учёных заинтересовал индустриальный ландшафт в Аравийской пустыне времён бронзового века. Дело в том, что в это время Аравийская пустыня была одна из крупнейших зон добычи медной руды, которая поставлялась по целому Леванту. Медь, используемая в древние времена для производства инструментов и оружия, была самым ценным ресурсом на Древнем Ближнем Востоке. А здесь находилась большая сеть центров как по добыче, так и по переплавке меди.

В крупном металлургическом центре бронзового века Хирбат-эн-Нахас было выкопано более 6 м отложений медного шлака.
В крупном металлургическом центре бронзового века Хирбат-эн-Нахас было выкопано более 6 м отложений медного шлака.

Эти центры легко идентифицируются археологами по большому количеству скопления медного шлака в культурном слое. В некоторых местах толщина слоя, содержащего шлак, оставшийся после переплавки меди, достигает нескольких метров. Такими местами, к примеру, являются древние металлургические центры Файнан и Тимна.

Анализируя эти куски шлака, можно узнать многое. Например, пониженное содержание меди в шлаке говорит о более эффективной переработке руды, а содержание в нём других элементов подаёт дополнительную информацию о применяемой технологии, например, о использовании флюса.

Эта информация и заинтересовала археологов из Тель-Авивского университета, и они провели анализ содержания руды, захватив большой временной и территориальный промежуток. В начале бронзового века, как собственно и следовало ожидать, технология переработки медной руды постепенно улучшалась во времени. Но на переломе эпохи бронзы и железа, в 10 веке до н. э. произошел заметный технологический скачок, который ясно свидетельствовал о каком-то произошедшем историческом событии, причём одновременно во всём регионе площадью 2000 Км 2.

Известно, что металлургический центр Тимна начал своё существование в раннем бронзовом веке под контролем Египетского Нового Царства. Здесь использовались печи, которые работали на мехах. Тогда здесь жили местные племена, ведуще полукочевой образ жизни, они то и отождествляются с ветхозаветными эдомитами; о них так же известно и по не библейским источникам: египетским и ассирийским. Технологию изготовления бронзы они получили извне, возможно, в связи с событиями на Синайском полуострове или в Хиджазе.

На Файнане ситуация была иной: здесь отсутствуют следы египетского контроля производства. Скорее всего, роль здесь играла отдалённость региона и неспособностью египетский цивилизации проецировать свою власть в этой области.

Степень египетского влияния на производственную деятельность является сейчас предметом активного обсуждения среди учёных. Однако очевидно, что рабочая сила базировалась на местных племенах, действовавших под властью египетской гегемонии, которая в то время осуществлялась над основными районами Южного Леванта, или Ханаана.

После распада египетской цивилизации в конце бронзового века и последующего ухода Египта из Тимны (около 1140 г. до н.э.) производство металла распространилось по всей Аравийской пустыне в промышленных масштабах. С этого времени в археологических отчетах наблюдаются следующие явления: это строительство укреплений на рубеже 1-го тысячелетия до н.э. (например, большая крепость в Хирбат-эн-Нагас), что также повлекло за собой оставление незащищенных мест (например, Тимна) и создание новых в естественно укрепленных местах. То есть, одновременно и в Тимне, и в Файнане проявилась необходимость защиты, что отражает явные изменения в геополитической ситуации в то время.

Судя по этим данным, под покровительством египтян местные племена обладали высокой степенью независимости, что создавало для них благоприятную почву для подражания египетским политическим практикам, которые впоследствии послужили основой для консолидации их собственной политики.

Во второй половине 10-го века наблюдается реорганизация производства. Большое количество производственных объектов прекращают своё существование. Фортификационные укрепления тоже перестают быть, и даже крепость в Хирбет-эн-Нахас начинает использоваться как металлургический цех. Интересно, что в то же время в регионе впервые появляется верблюд в качестве одомашненного животного.

Все эти изменения сопровождались введением нового технологического инструментария, который состоял из более крупных печей и фурм, они же и производили визуально различный тип шлака, на который обратили внимание археологи. Но самое интересное, что это крупное преобразование хронологически связывается с походом египетского фараона Шешонка I на Южный Левант и его опустошением Иерусалима, что известно из Библии.

Шешонк I
Шешонк I

Новое исследование показывает, что вмешательство Египта на земле Едома не сопровождалось разрушением. Вместо этого он вызвал «технологический скачок», который включал более эффективное производство и торговлю медью.

Хотя Шешонк и разграбил Иерусалим, но его поход каким-то образом оказал позитивное влияние на Эдомское царство, в частности, на его промышленность.

«Будучи потребителем импортной меди, Египет был заинтересован в рационализации отрасли. Похоже, что благодаря своим дальним связям они стали катализатором технологических инноваций во всем регионе. Например, верблюд впервые появился в регионе сразу после прибытия Шешонка I," - говорит профессор Бен-Йосеф.

Египтяне опустошают Иерусалим на старинной миниатюре.
Египтяне опустошают Иерусалим на старинной миниатюре.

«Мы наблюдаем внезапную стандартизацию шлака во второй половине 10-го века до нашей эры, от участков Файнан в Иордании до участков Тимна в Израиле, обширной площади около 2000 квадратных километров, которая произошла как раз в тот момент, когда египтяне вошли в регион," - рассказывает профессор, - «Эффективность медной промышленности в регионе повышалась. Эдомиты разработали точные технологические шаги, которые позволили им производить очень большое количество меди с минимальными затратами энергии».

Таким образом, анализ образцов медного шлака, найденного в местах производства меди в Аравии под руководством профессора Эреза Бен-Йосефа из Департамента археологии и профессора Тома Леви из Калифорнийского университета в Сан-Диего, раскрывает невероятную историю процветающего и развитого общества, сосредоточенного вокруг высокотехнологичного для того времени производства меди, ресурсами которой был богат данный регион.

«Наши новые открытия противоречат мнению многих археологов о том, что Аравию населял союз свободных племён, и они согласуются с библейской историей о том, что здесь было царство эдомитов», - заключает профессор Бен-Йосеф. «Процветающая медная промышленность в Аравии могла существовать только в централизованном и иерархическом государстве, и это государство соответствует Эдомскому царству, описанному в Библии».

История Эдома

В Библии (Быт. 36) указаны восемь идумейских царей, начиная с Белы, правившие страной до завоевания её в XI веке до н. э.

При исходе из Египта жители Эдома не позволили евреям во главе с Моисеем пройти через их земли (Чис. 20:21).

Идумеи находились в постоянной вражде с евреями, не раз пытавшимися захватить их земли. В конце 2 века до нашей эры Идумею завоевал Иоанн Гиркам I и всё население царства было обращено в иудаизм.

В 63 году до нашей эры Идумея вместе с Иудеей была покорена Римом и находилась под римским протекторатом.

Согласно Иосифу Флавию, из идумеев происходил царь Ирод Великий.

Само название Идумея перестало существовать после того, как в 106 году большая часть этой территории вошла в римскую провинцию Аравия.

Литература:

Ben-Yosef E. - Liss B. - Yagel O. A. - Tirosh O. - Najjar M. - Levy T. L.: Ancient technology and punctuated change: Detecting the emergence of the Edomite Kingdom in the Southern Levant. PLOS One, published: September 18, 2019.

Иосиф Флавий. Иудейские древности

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

Интервью с профессором Бен-Йосефом: https://www.aftau.org/news-page-archaeology?&storyid4677=2482&ncs4677=3