Найти в Дзене
Высота

Медаль за спасение лётного экипажа ВМС США в 8-балльный шторм

P-3C «Орион». Существуют разведывательная, противокорабельная и противолодочная модификации
P-3C «Орион». Существуют разведывательная, противокорабельная и противолодочная модификации

Когда впервые прочитал статью об этом человеке, честно признаюсь в этом, меня зацепило. Нет, не то что он сделал, хотя он буквально вырвал людей у стихии, не то что спасённые по сути профессиональные военные разведчики, представляете, даже не это.

Меня зацепила его фамилия. Прочитав её я вспомнил героя мультфильма, про спасателя, который всегда спешит на помощь – Аркадия Паравозова. Да, у героя моей статьи очень созвучная фамилия, но простая и притягательно детская. В центре нашего сюжета – Александр Арбузов.

Событие, о котором расскажу вам, произошло в ледяных водах Берингово моря 26 октября 1978 года. В самой северной части Тихого океана привычно штормило. Ураган, привет от нашего Ледовитого, гнал огромные волны к Алеутским островам. В этот день ветер был со стороны СССР и противостоял самолёту-разведчику, прокладывающему курс вдоль территориальных вод вероятного противника.

P-3C «Орион» с позывным «Alfa Foxtrot 586»
P-3C «Орион» с позывным «Alfa Foxtrot 586»

Это был P-3C «Орион», бывшая гражданская модель Electra, с паспортными данными «Lockheed L-188». Став, после смены предназначения, брутальным военным, самолётом нёс службу в береговом патруле. Большая часть оборудования в его разведывательной модификации ориентирована на обнаружение подводных лодок. Может находится в воздухе до 14 часов.

Что-то не задалось в этот день у экипажа воздушного судна из 15 человек. Неисправность пропеллера одного из двигателей спровоцировало его возгорание. Огонь добрался до одного из топливных баков, расположенных в крыле самолёта. Очень скоро пылали все двигатели. Была угроза взрыва, да и машина без работающих двигателей была обречена. Не было времени даже на единственную попытку тушения и запуска.

Противолодочное оборудование включает в себя сонобуи AN / АПС-78 (V), детекторы магнитных аномалии AN / ASQ-81 и
магнитный компенсатор AN / ASA-65
Противолодочное оборудование включает в себя сонобуи AN / АПС-78 (V), детекторы магнитных аномалии AN / ASQ-81 и магнитный компенсатор AN / ASA-65

Они были вынуждены приводниться в штормовое море. «Альфа-Фокстрот-586» запросил помощи. Огонь, вибрацию и оглушительный шум сменили на восьмиметровые волны, подымаемые ураганным, 80 м/сек, ветром. Командир воздушного корабля посадил самолёт вопреки всем обстоятельствам.

У них было совсем мало времени на то, чтобы покинуть неприспособленный для бушующего моря корабль. Правое крыло оторвало после прохождение сквозь огромную стену воды, погасившей огонь. Это спасло от пожара, так как стоял устойчивый запах вытекающего топлива. Фюзеляж дал трещину и начал погружаться в воду.

Джерри Григсби считал покидающих самолёт членов своего экипажа. Одного не было. Он выглянул наружу, чтобы убедится, что не пропустил кого-то. Коварная волна ударила его об бесчувственный металл, и он исчез в темной воде. Спасательный плот отбросило в сторону. Людей по плотам распределило море. В большом оказалось четыре человека, на малом девять.

-4
-5

Сражение со временем продолжилось. Береговая охрана на аэродроме острова Кадьяк включилась в спасательную операцию. Была запрошена помощь у всех находящихся в этой части океана судов. Ближе всех к месту катастрофы был советский рыболовецкий завод «Мыс Сенявин». Он сразу откликнулся на призыв о помощи.

Связь с кораблём поддерживалась через находящийся в воздухе «Lockheed HC-130» Hercules. Командир воздушного судна лейтенант Билл Портер направлял рыбаков к двум маленьким объектам раскачивающиеся на огромных волнах. Больше всего он боялся потерять визуальный контакт с плотами. Он надеялся на то, что успеет подвести спасателей до того, как ему надо будет лететь на заправку.

-6

С момента нырка в море до подхода рыболовного судна прошло около 12 часов. Подъемом людей на корабль руководил капитан Александр Арбузов. И у этой части спасательной операции было много опасных моментов. Чтобы иметь возможность хоть как-то подобраться к плотам они закрыли их от волн, поставив железную махину поперёк стихии. Риск был огромный и надо было успеть поднять всех за минуты, чтобы не опрокинуться под шквальным ударами волн и ветра.

Александр Арбузов в черном парном костюме с спасенными пилотами и членами своего экипажа
Александр Арбузов в черном парном костюме с спасенными пилотами и членами своего экипажа

Было спасено 10 членов экипажа затонувшего «Ориона». Двоих, включая командира забрало море. Трое умерли от переохлаждения. В США наградили медалями экипаж потерпевшего крушение самолёта «Alfa Foxtrot 586» и ещё два экипажа «Xray Foxtrot 675» и «Scone 92». Какие задачи они выполняли в темном море знает только их министерство обороны.

Патруль береговой охраны «Lockheed HC-130»
Патруль береговой охраны «Lockheed HC-130»

А героев этой истории награды нашли 26 лет спустя. Капитану Александру Арбузову было присвоено звание Почетного члена 9-й патрульной эскадрильи «Золотой орел». Дождались поощрения, правда какого неизвестно, члены экипажа береговой охраны «Lockheed HC-130», 14 часов провисевшие, с риском для жизни, над плотами, буквально на гребнях восьмиметровых волн.

Маленький плотик «Арбузoff». Картинка для настроения
Маленький плотик «Арбузoff». Картинка для настроения