Ну что, друзья, название звучит как заглавие книжки в духе фэнтези?
Но нет, спешу вас огорчить, не обзор художественной литературы вас сегодня ждёт.
Итак, сегодня у нас слоговая структура слова и её нарушение в речи детей.
Я не стала писать этот пункт в «логопедическую «неотложку», потому что тема на отдельную статью. А её коррекция— так и вообще🤪
По Аэлите Капитоновне Марковой, слоговая структура слова – это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую (двигательную) артикуляционную программу.
Иными словами, это способность ребёнка выстраивать нужные слоги в словах в нужном порядке.
В норме, уже в три года ребёнок овладевает произношением слов с самой разнообразной структурой, даже несмотря на то, что правильно произносить все звуки дети учатся позже.
Например, «(й)иса» вместо «лиса» не является нарушением слоговой структуры, потому что ребёнок просто не выговаривает сложный для дошкольного возраста «л’». А вот «бат» вместо «бант» - уже да. Особенно, если ребёнку больше трёх лет.
Нарушения слоговой структуры слова весьма разнообразны (большинство имеют красивые названия, типа «итерация», но обойдёмся без этого):
- Пропуски слогов, в т.ч. слогообразующих гласных(гемот=бегемот, патина=паутина)
- Пропуски внутри слога (ом=дом)
- Упрощение стечений согласных (атобус=автобус, кадат=квадрат)
- Добавление гласного в стечение (команата=комната) или согласного в слово (лимонт=лимон)
- Перестановки слогов (весилопед=велосипед) и согласных звуков (капет=пакет, свабьда=свадьба)
- Повторы слогов (вевесипед=велосипед)
- Замена предшествующих звуков последующими (кабака=собака)
- Соединение двух слов в одно (снегирица=снегирь+синица, каблажан=кабачок+баклажан)
Поэтому, если вашему ребёнку три года и больше, а он выдаёт что-то похожее на описанное выше, то берите его за руку и ведите к логопеду. Ждать не надо!
Здоровья всем деткам и спасибо, что дочитали до конца!