Найти тему

МУП ГорУЖКХ: ближайшие перспективы

Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из важных «естественных монополий». Все мы, горожане, так или иначе пользуемся если не всеми, то многими ее услугами – от поставок воды и тепла до расчистки дворов и содержания мусорного полигона. Как известно, главный поставщик этих услуг в Верхней Салде уже целый год проходит процедуру банкротства. О текущем положении дел в организации, ее трудностях и дальнейших перспективах рассказал внешний управляющий Дмитрий Усенко.

- Что изменилось в положении предприятия за время внешнего управления? Стало лучше или хуже по сравнению с ситуацией годичной давности?

- В целом предприятие работает стабильно. Тепло в городе подключили вовремя, аварии на сетях бывают, но ликвидируются оперативно, водоснабжение идет без перебоев. Что касается процедуры банкротства, то пока нам не удалось сделать всего, что изначально планировалось. Например, мы не избавились летом от угольных котельных на Ломовке, в Басьяновском, Никитино и Песчаном, чтобы можно было снять с себя груз затрат на них во время отопительного сезона. Процедура оформления права собственности на эти котельные затянулась, но теперь она наконец завершена и мы выставляем их на продажу. Если удастся их продать, вырученные деньги уйдут на погашение долгов предприятия. Если покупателей не найдется – передадим котельные в муниципалитет, после чего они могут быть отданы городом в концессию, или пойти как обеспечение по ГЧП, либо им найдется иное применение. В любом случае, с баланса МУП мы эти котельные выведем. Возможно, это будет именно второй вариант - передать котельные новому покупателю мы можем только вместе с сетями, а на такой «пакет» покупателей найти будет непросто.

- Из-за высокого износа сетей?

- Да, изношенные коммунальные сети – одна из главных проблем предприятия. Муниципалитет много лет не работал над их поддержанием в должном порядке, и в результате сейчас требуются сотни миллионов рублей для замены всех изношенных и ветхих участков. Для нас это космические деньги, которые не могут быть обеспечены из тех платежей, которые нам платят граждане. При этом сети не только требуют больших затрат на постоянные ремонты и устранение последствий аварий, само их содержание крайне затратно, даже в условиях нормальной работы. Например, в отдельных местах из-за дырявых сетей по холодной воде потери в процессе доставки в дома доходят до 40%.

- У нас сейчас уже довольно высокие коммунальные тарифы. Получается, они все еще не рыночные и при таких тарифах предприятие обречено быть убыточным?

- Если бы у нас были новые коммунальные сети и если бы все жители добросовестно относились к оплате коммунальных услуг, то действующие тарифы позволяли бы спокойно работать без убытков и даже выделять средства на развитие. Но сейчас это не так – мы работаем на старых сетях и с устаревшим оборудованием, которое регулярно выходит из строя. Сама по себе генерация тепла еще может быть прибыльной. Но если мы посмотрим на то, как это сгенерированное тепло доходит до потребителя, будь то горячая вода или отопление, то о прибылях говорить не приходится – это убытки, которые продолжают увеличивать задолженность предприятия.

- Сколько еще должна продлиться процедура банкротства МУПа?

- Изначальный принцип работы по процедуре банкротства – продать имеющиеся активы и погасить долги. Но не стоит забывать, что наше предприятие – субъект естественных монополий. Единственный поставщик тепла и воды в округе. Поэтому мы не имеем права дробить свои активы, например продавать сети отдельно от теплогенерации или продавать отдельно водозабор без сетей доставки воды. А желающих стать владельцем всего комплекса пока не наблюдается. Пока нам удалось продать лишь один непрофильный актив – законсервированную гостиницу. По угольным котельным, как я уже сказал, затянулся процесс оформления документов, но теперь мы начали поиск покупателей. По поводу сроков, внешнее управление действует до марта следующего года, затем мы постараемся продлить его еще на полгода.

- Что будет с предприятием дальше? Какие существуют варианты положительного исхода на примере других муниципалитетов?

Если найдутся желающие приобрести все активы предприятия целиком или по отдельным направлениям за адекватную стоимость, то это было бы замечательно. В дальнейшем эти покупатели смогли бы после необходимых инвестиций привести эти активы в порядок и предоставлять жителям качественные коммунальные услуги. Если же этого не случится, то как я уже сказал, активы передаются в муниципалитет и работа с ними идет через другие инструменты, позволяющие привлечь инвестиции для восстановления предприятия. Есть и другие способы оздоровления. Например, сейчас появляется много областных программ, по которым выделяются целевые деньги на обновление коммунальных сетей, и администрация может входить в эти программы, работать в этом направлении.

Но я уверен, что в любом случае ситуация не будет доведена до того, чтобы как-то пострадали жители. Коммунальные услуги никуда не денутся, вопрос только в том, кто их будет оказывать – МУП или организация, созданная на его основе, или несколько таких организаций. Подобная процедура недавно была реализована с городскими электросетями – они вошли в совместное предприятие, которое теперь вкладывается в развитие и в ремонт сетей, в результате чего все только выиграют. И в первую очередь в выигрыше окажутся граждане, которые получат более качественную услугу по тем же тарифам, утвержденным государством.

- А что может ожидать сотрудников МУП при том или ином варианте развития событий?

- Повторюсь – коммунальные услуги никуда не денутся и будут востребованы всегда. Вне зависимости от формы собственности предприятию нужны будут знающие сотрудники, которые обеспечивают город водой и теплом, проводят ремонты и уборку. Возможно, по уровню зарплат мы несколько проигрываем корпорации ВСМПО-АВИСМА и часть сотрудников МУП переходит на работу туда. Но тем не менее, стараемся подтягивать уровень оплаты труда, проводим регулярную индексацию. В октябре у нас была небольшая задержка с выплатой аванса, но это единичный случай, который никто не планирует повторять. Период сентября-октября у нас традиционно сложный, поскольку мы должны закрыть все ремонты, сделанные за лето, погасить накопившуюся задолженность энергетикам, закупить сырье для отопительного сезона. В то же время в сентябре люди часто решают собственные проблемы – собирают детей в школу, едут в отпуск, а оплату коммунальных услуг оставляют «на потом», и в октябре эти неуплаты создают у нас серьезный финансовый разрыв. К 8 ноября задолженность перед сотрудниками была уже погашена.

- Насколько проблема неплатежей значима для предприятия? В одном из интервью Вы говорили о том, что не платят за коммуналку около 10% горожан.

- Во-первых, 10% от миллиарда – это довольно много. Во-вторых, мы не высокоприбыльное предприятие, которое могло бы компенсировать эти потери за счет снижения прибыли. Поэтому любые неплатежи для нас – это убыток. 10% должников это значение для города, а кроме этого в округе есть сельские поселения, где «коммуналку» не платят до половины жителей. Поэтому могу сказать, что неплатежи и задержки платежей за коммунальные услуги представляют собой второй по важности фактор после изношенных сетей.

Процедура банкротства – это вынужденная мера, цель которой оздоровить предприятие, накопившее за долгие годы внушительные долги. И пройдя ее, есть возможность построить новое коммунальное хозяйство, оказывающее людям качественные услуги.