Быть может, товарищей на «вкус и цвет» нет, но тормоза есть точно. Разберем различные виды вспомогательных тормозных систем, их основные составляющие и характеристики подробнее:
Эффективный горный тормоз (моторный) – двигатель автомобиля, оснащенный устройствами выключения подачи топлива и изменения положения заслонок в выпускном трубопроводе (их поворот создает дополнительное сопротивление).
Рабочая схема горного тормоза такова: водитель при торможении закрывает заслонку в выпускном трубопроводе (при участии пневматического привода) и переводит рейку топливного насоса высокого давления в положение нулевой подачи топлива в двигатель. Двигатель глушится (при этом коленчатый вал продолжает вращение), прекращается выпуск воздуха через выпускной тракт, поршень в такте выпуска подает воздух через выпускной трубопровод и одновременно испытывает сопротивление, сжимая воздух.
Результат сопротивления при движении поршня – замедление вращения коленчатого вала и, следовательно, торможение ведущих колес автомобиля.
Тормоз-замедлитель (ретардер) предназначен для снижения скорости автомобиля без участия основной тормозной системы. Ретардеры бывают первичные, то есть установленные перед коробкой передач и вторичные, расположенные за ней.
У первичных ретардеров присутствует существенный недостаток: при переключении передач создаваемый момент торможения прерывается, что, разумеется, крайне не желательно.
Особенность технических характеристик: ретардеры могут оснащаться собственным радиатором, когда объем системы охлаждения транспортного средства не предполагает появление дополнительных источников тепла.
Кроме того, ретардеры подразделяются по принципу работы. Так, существуют:
Электродинамический ретардер, в состав которого входят неподвижный статор и два ротора, соединенных с вращающим их приводным валом. Торможение обеспечивается за счёт генерации токов Фуко.
Главное преимущество такого ретардера – эффективность: начинает действовать почти с холостых оборотов.
Гидродинамический ретардер (ГР), принцип работы которого очень схож с гидротрансформатором, имеет в составе две турбины, закрепленные на одной оси в общем корпусе. Гидродинамические ретардеры намного легче и компактнее электродинамических, но их эффективность зависит от высоких оборотов, поскольку на низких оборотах они не столь эффективны, но зато могут работать продолжительное время.
Ротор гидродинамического ретардера, жестко связанный с ведущими элементами трансмиссии, и статор, жестко соединённый с корпусом, действуют по следующей схеме: при движении автомобиля ротор начинает гонять воздух внутри ГР. При включении ретардера открывается клапан, проводящий сжатый воздух в расширительный бак, рабочая жидкость начинает поступать в турбину. Ротор, приводимый карданным валом, разгоняет масло. Следом масло попадает в статор и «тормозится», замедляя непосредственно транспортное средство.
Техническая особенность: достаточно стабилен в температуре во время работы.
Акватардер, принцип работы которого схож с гидродинамическим, но вместо рабочего тела используется не масло, а жидкость системы охлаждения двигателя.
Технические характеристики: относительно малая мощность, малый вес (около 32 кг) и простота конструкции, поскольку нет необходимости в охлаждении.
Интардер – это устройство, имеющее соединение со вторичным валом через пару шестерён с передаточным отношением 1:2 (приблизительно).
Следовательно, скорость вращения ротора повышается в два раза, и момент торможения на малых скоростях существенно повышается.
Турборетардер, выполняет функцию гидромуфты в начале движения, помимо главной.
При таком методе передачи усилия торможения происходит быстрое и плавное силовое замыкание между двигателем и первичным валом коробки передач с высоким проскальзыванием, при полном крутящем моменте двигателя до 3000 Нм, без износа узлов.
А какие виды тормозов Вы ещё знаете?