Финал интервью. Актер Театра Романа Виктюка Дмитрий Бозин дает определение нескольким понятиям. Читайте первые две части.
Ночь. Я – ночной человек. Это не метафора. Действительно мало сплю по ночам – пять-шесть часов. Ночью читаю, думаю. Или пишу стихи: «Небо мне – купол храма, он тает в молчании ночи, вливая мое в немо́е». В эти часы я совершенно иначе воспринимаю мир и себя. Мне многое становится яснее и понятнее.
Преодоление. Однажды где-то на гастролях ночью в баре мы сидели с Сургановой (певица, скрипачка, лидер группы «Сурганова и Оркестр» – ред.) и читали друг другу стихи. Больше читала Светлана. У меня было вдохновение слушать. Очень много стихов, в основном не свои – Ахматову, Бродского...
А на следующую ночь в этом же баре – после ее концерта и моего спектакля – мы встретились снова. И она вдруг сказала, что у нее дислексия – со школьных лет с большим трудом распознает и запоминает слова. «Как же так? Ты же мне прошлой ночью читала наизусть километры стихов…» – воскликнул я. «А это мой способ сохранить мозг в действии, держать его в форме. Это моя тренировка». А молодежь после ее концертов начинает читать больших поэтов.
Талант. Самое интересное для меня в этом вопросе то, что часто люди внешне никак не выражают своих внутренних талантов. Если человек, не знающий кто такая Марина Цветаева, посмотрит на ее фотографию, он вряд ли подумает, что перед ним – гений эротической поэзии.
Но у меня есть и обратный пример. Елена Васильевна Образцова увлеклась джазом и в Америке пошла вместе с нами в музыкальный магазин, где набрала полную корзину дисков. Перед кассой спросила меня: знаю ли я этих исполнителей, а если знаю, то что по их поводу думаю? В ее глазах я был знатоком джазовой музыки. Я начал копаться в ее корзинке и увидел, что 90 процентов дисков – это величайшие джазмены, очень крупные величины. Я спросил: «Вы их раньше не знали?» Она отвечает: «Нет». «А как вы их выбрали?» И она сказала: «По глазам». На каждом диске был портрет и она по взгляду определяла – талантище этот музыкант или нет.
Чувственность. Я – телесный человек. Всё воспринимаю через ощущения тела. Музыку слушаю позвоночником. Я обожаю пьесы, слова которых прикасаются к телам.
Эксперимент. Это то, чем стоит заниматься ежесекундно! Я считаю, что театр по своим составляющим невероятно похож на научную лабораторию: что-то с чем-то сливаем и получаем химическую реакцию. Мы как сумасшедшие ученые, которые не знают, что сейчас произойдет в этой колбе, может, она взорвется, но все равно зависают над ней и запускают туда новый порошок.
Нет смысла брать готовые элементы и выносить зрителю просто текст. Он его сможет прочесть и без нас. Если мы этот текст не перемешали со своими фантазиями, знаниями из других областей, то тогда зачем к нам приходит публика? Зритель должен участвовать в эксперименте, который происходит здесь и при нем. Из-за того, что сегодня я услышал восхитивший меня блюз, я могу прийти на спектакль и этот блюз сыграть сквозь Саломею. И для людей отроется совсем другое существо – уже не та Саломея, которую они видели вчера или позавчера.
Записал Влад Васюхин
Мне интересны ваши комментарии. Пишите!
Вы уже прочитали другие тексты на моем канале?
А подписались?