Приветствую вас, дорогие друзья. В этом посте хочу рассказать об армянском фургоне ЕрАЗ (ԵրԱԶ), который массово выпускался в советские времена. Но увы, не отличался по причинам плановой экономики хорошим качеством сборки и продуманной конструкцией.
История его началась в 1960-х годах, когда в СССР ощутили острую нехватку небольших развозных фургонов для обслуживания торговых точек. Подобная модель имелась у латышей на их Рижской Автомобильной Фабрике (РАФ). Но там не имелось достаточно мощностей для выпуска нового автомобиля.
Поэтому в декабре 1964 года производство фургончика по разработкам РАФ отправили в Армению - на местный завод автопогрузчиков, переименованный в ЕрАЗ - Ереванский автомобильный завод (Երևանի ավտոմոբիլային գործարան). Его специалисты прошли необходимое обучение в Риге и Ульяновске. И производство ЕрАЗ стартовало...
Правда, автомобиль этот водители советские особо не любили. И даже боялись его.
Казалось бы, неприхотливый, все внутренности - от 21-й Волги, двигатель - более чем вынослив. Но сказалось плохое качество деталей и сборки. Водителю ЕрАЗа нужно было каждый день по два-три часа приводить свой автомобиль в состояние боевой готовности. Дополнительной мороки доставляло нахождения движка в салоне, из-за чего в случае частного ремонта приходилось разбирать полы фургона либо подлезать снизу.
Говорили, что ЕрАЗ отправляли на свалку уже через пять лет эксплуатации. И сажали на него водителей, только чем-то проштрафившихся перед начальством.
Жаловались шофера и на плохой обзор с водительского места, тугой руль. Тяжко было управлять грузовичком людям с высоким ростом - ноги в маленькой кабине деть было некуда.
В общем, ЕрАЗ надо было доводить до ума. А ведь казалось бы - машина получилась бы отличная, в народном хозяйстве нужная...
Производство ЕрАЗов в Армении велось без особых конструктивных изменений почти тридцать лет - аж до самого 1996 года. Всего произвели под 200 тысяч машинок. В 1989 даже поставили рекорд - 16 тысяч ЕрАЗов в год! Дело в том, что повторюсь, аналогов таких остро необходимых развозных фургончиков в СССР более не имелось в принципе.
Отмечу, что в Армении автомобильные инженеры старались всеми силами из присланного им сверху г...а конфетку сделать. Директора ЕрАЗа постоянно проводили реконструкции предприятия, пытаясь добиться хоть какого-то улучшения качества выпускаемого фургона.
Но, увы, советская система оказалась сильнее. А затем наступил страшный 1991 год...
В 2000-м году на мощностях ЕрАЗА планировали наладить сборку Жигулей. Однако в 2002 году Ереванский Автозавод был признан банкротом и закрыт. Так завершилась история армянского автомобилестроения.