Найти тему
ЛОГОЛИКБЕЗ

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ ГОВОРИТЬ?

Всем привет! Сегодня общие рекомендации для родителей, желающих помочь своим детям говорить.

  • Диагностика

Тут, я думаю, вопросов быть не должно. Волнуетесь? Сомневаетесь? Идём на диагностику к логопеду. Ждать и терзать себя вопросами не стоит. Если надо, то идём и не к одному специалисту. Но. Тут важно не впасть в назойливый поиск того, кто скажет то, что вы хотите услышать. Это про умение принимать диагноз или его отсутствие.

  • Речевая среда

Один из китов помощи - стиль общения с ребёнком. Не сюсюкать, НЕ ГОВОРИТЬ ОГРОМНЫМИ ФРАЗАМИ с маленьким детьми. Выдерживать паузы (давать ребёнку время сделать или ответить). Вопреки распространённому мнению, НЕ говорить с ним ВСЁ ВРЕМЯ, иначе внимание уходит и речь воспринимается как фон.

  • Впечатления

Природа, движения, сенсорный опыт - всё это помогает речи.

Очень часто речь прорезается на эмоциях. Стабильность, конечно, важна для детей, но важно периодически разбавлять «день сурка».

  • Повторение

Всячески поощрять повторение за вами жестов, мимики, посильных бытовых и игровых действий. Взяли веник - дайте ребёнку маленький. Если кормите - дайте в руку ему ложку тоже. Даже если ребёнок веником «подмёл» мимо, а ложкой щедро размазал еду – пересильте желание делать всё одной.

  • Поддержка речевой инициативы

Этот пункт перекликается с речевой средой. Как только речь «прорезалась» - создаём условия для мотивации. Тут важно, чтобы ребёнок буквально понял, как выгодно говорить. Ребёнок вас зовёт, используя слова – всё бросаем и идём. По привычке мычит - мягко и с улыбкой напоминаем: «Ты умеешь звать маму. Позови — я пойду». Но не настаиваем и не доводим до слёз. Позвал - искренне радуемся «Ах, как удобно! Ты позвал - мама поняла!» и идём. Ребёнок, конечно, может ещё не знать «удобно» и «поняла», но ваш радостный тон создаст позитивное подкрепление. Не получилось - молча, но всё равно идём. И так во всём. Само собой, убираем раздражённые фразы в духе «Да помолчи ты!»

  • Следите за собой

Точнее, за своим общим эмоциональным состоянием. Учиться заботиться о себе, просить помощи. Когда накапливается усталость, раздражение, чувство вины - искажается адекватное восприятие собственных детей - раз; обстановка в семье накаляется - два; как следствие, создаётся почва для детских истерик - три. 

  • Безусловная любовь❤️

Самый важный пункт. То, что, как правило, особенно трудно даётся педагогам со своими детьми. И да, мне тоже приходится затыкать в себе училку. Ребёнку жизненно важно знать, что он будет любим и принят ЛЮБЫМ. Получается, не получается, сердитесь вы, не сердитесь – не имеет никакого значения. О таких вещах важно говорить детям прямо. Даже в столь раннем возрасте. Они поймут это, просто на своём уровне. 

Здоровья всем деткам и спасибо, что дочитали до конца!