День первый, начало.
C самого начала отпуск не склеивался, то мне по работе было неудобно, то супруге. Идея поехать по Белоруссии и вернуться по старой смоленской дороге нравилась обоим, но вот времени на этот вояж катастрофически не хватало. В конце концов мы нашли универсальное решение - короткий отпуск в 4 дня в Смоленской области, а для старой смоленской дороги одолжим у хороших людей внедорожник УАЗ. Точками интереса стали заброшенные усадьбы Смоленщины.
День первый: ранний выезд из Москвы. Старт был назначен на пять утра. Ехать на запад утром всегда хорошо, солнышко светит в спину, дорога с ее разметкой и знаками как на ладони, а самое главное - пусто! Еще до отъезда решаем: что торопиться будем «медленно». Количество достопримечательностей и километров укладываются в световой день. Гнать, нарываясь на штрафы, и перекармливать «троглодита» нет смысла. Крейсерская скорость вне населенки - 92 по спидометру, который, кстати, показывает ее километр в километр из-за предельных для Патриота 18 дюймовых колес. Такая скорость позволяет нежно, "по-американски", обгонять грузовики и расходовать всего 9,5 литров топлива на сотню. Еще через час осваиваем круиз-контроль - он работает! Выставляем все те же 92 и наслаждаемся бездельем...
Впрочем, все относительно. Безделье - это руление, контроль за дистанцией и общей дорожной обстановкой. Обгоны, конечно, черепашьи, но кайф как раз в том, чтобы подгадать, подойти вовремя, перестроится и обогнать, не мешая никому. Получается не всегда, но тренировка и пройденные километры делают свое дело, и все чаще этот маневр проходит как по маслу. За окном плывут утренние поля, указатели с названиями населенки и заправки, на которые нам все еще не надо! А вот и наш поворот на Гагарин.
Помня, что наш УАЗ высокий, энергично притормаживаем и, практически без крена, входим в поворот. Повернув, мы ненадолго попрощались с федеральной трассой, и теперь наши колеса катятся по менее ровным, но все еще хорошим региональным дорогам. Знаки, указывающие, что мы в населенке, стали попадаться чаще, а заправки реже. Но нас это не пугает, так-как еще до поездки в багажник перекочевала канистра с бензином - ну, так на всякий случай, УАЗу не тяжело, а мне спокойнее.
Гагарин - колыбель первого космонавта. Тут все связано с этим, но сегодня мы едем мимо, в наших планах старинные усадьбы 18 - 19 веков. Еще через десяток километров нас ждет первая усадьба. Она стоит прямо у дороги в поселение Пречистое, на пересечение улиц Гжатская и Центральная.
Еще каких-то тридцать лет назад это был центр притяжения. Тут были детский сад, библиотека, контора колхоза и конечно сельский клуб. Люди здесь работали и отдыхали. Регистрировались рождения, браки и смерти. Сейчас дворец практически умер. Дома не живут одни, они уходят вслед за своими хозяевами. Есть не мало интересных фактов из его жизни: Сам жилой комплекс построен в конце XIX в., а уже в 1917 г. тогдашние хозяева - Муромцевы - добровольно передали его вместе со всем хозяйством Советской власти.
Война не обошла усадьбу стороной. Как гласит местная легенда, осенью 41 года в башенке над правым, парадным фасадом держала оборону женщина, она отбивалась от фашистов пулеметным огнем. Бой был неравным и длился недолго. Однако местные жители утверждали, что женщина осталась жива, а башенка пережила войну и разрушилась уже в XXI веке.
Во время оккупации фашисты пощадили усадьбу и разместились в ней сами.
После войны в дом въехали учреждения колхоза, которые и просуществовали там до развала Советского Союза.
Мы обошли усадьбу, побывали внутри, если конечно это можно назвать «внутри» … Полов и потолков практически не сохранилось, балки перекрытий прогнили и упали внутрь, кое-где остались элементы декора и отделки.
С грустью мы покидали усадьбу понимая, что для нее обратного пути нет.
Наш путь лежит в родовое гнездо Шереметьевых. Солнышко уже высоко и поля с их бесконечными травами и стогами играют красками от нежно зеленого - лугового до золотисто – соломенного цвета. Наконец я не выдерживаю и решаю съехать в поле, чтобы сфотографироваться у аккуратно свернутых соломенных стогов. Мы начинаем выглядывать правильное поле и съезд, но найти его удается не сразу. То поле мокрое, то стога старые, то вообще что-то не нравится. - Вооот оно! - кричит супруга, и мы, почти промахнувшись мимо съезда на грунтовку, тормозим и вписываемся в него. Теперь мы весело скачем по укатанной колее, но между нами и полем небольшая речушка. Едем дальше и еще метров через триста натыкаемся на чудесную заводь. Красота-то какая! Останавливаемся смотрим делаем пару фотографий и решаем, что нет смысла охотиться на стога - впереди еще около тысячи километров дорог, полей и всяких красот.
Проехав еще около 75 километров попадаем в родовую усадьбу графа Шереметьева в поселении Высокое .
Останавливаемся, осматриваем, первые находки: кирпич с фамильным тиснением «Г.Ш.» и непонятно как вросшим в крышу кустом ромашки. Здание заперто, внутри валяются какие-то ремни. Видимо бывший колхозный склад.
Следуем дальше вглубь усадьбы. Навстречу нам из-за деревьев вырастает грандиозное здание храма, оно в лесах - и это радует. Значит не все потеряно, кому-то еще небезразлична судьба наследия Шереметьева. А посмотреть и в правду есть на что. Церковь работы Бенуа построена в «русском стиле». Трехэтажное здание имеет три входа, два боковых и один через пристроенную к церкви колокольню. Все входы выполнены в виде «теремных» крылец с двумя массивными, широкими лестницами.
Стоя у подножия этого сооружения чувствуешь мощь и величие рода Шереметьевых. Нечто похожее можно увидеть в его Останкинском имении, в Москве. Нельзя сказать, что работы по восстановлению храма идут полным ходом, но в храме работают несколько человек.
От колокольни открывается вид на развалины графского дома. Спускаемся к нему. Лето в разгаре и часть здания скрыта за бурной растительностью. Дом огромен.
По замыслу архитектора с широкого парадного крыльца начинался спуск к реке. Сейчас лестница упирается в стену деревьев за которой, где-то до сих пор течет река Вазуза. Оставшиеся железные конструкции напоминают о балконе, с которого жители дома наслаждались прекрасными видами.
Вернемся в прошлое. Вторая супруга, не желая жить в Москве, попросила обустроить её родовое имение. Причина переезда весьма пикантна: в московских дворцах Шереметьева слишком многое напоминало о первой жене графа – крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. Пока в течение 2-х лет велась постройка дворца графиня обитала в деревянном доме, который впоследствии местные прозвали «дом старой графини». Еще недавно он был обитаем, в нем была школа.
Мы возвращаемся к истории графского дома и его владельцев. После смерти графини имение унаследовал ее единственный сын Александр, прекрасно образованный и разносторонний человек. Одно из его увлечений - пожарное дело. Впервые в России, в сельской местности, была создана настоящая пожарная команда с отличной экипировкой. Все расходы на обустройство дружины взял на себя новый владелец. В усадьбе возвели пожарную каланчу наподобие «городских». Со временем граф организовал аналогичные подразделения в окрестных деревнях. В общей сложности дружина насчитывала порядка 1000 чел. в 14 поселениях. Для поддержания боевого духа граф покупал какую-нибудь неиспользуемую постройку, ее поджигали, а ближайшая команда тушила. По иронии судьбы графский дом горел дважды. Первый пожар случился в восьмидесятых, тогда причиной назвали детскую шалость. В советское время, с 1933 года в здании был детский туберкулезный санаторий и, как водится, мальчишки курили на чердаке. Второй раз усадьба горела уже в девяностых, по более серьезному поводу. В здании заканчивали ремонт, когда почти все работы были проведены, а комиссия стояла на пороге, дом выгорает до основания. После такого пожара усадьба уже не оправилась.
Тем не менее, в поселке остались несколько обитаемых построек таких как: детский домик – сейчас в нем живут люди, дом служителей церкви –амбулатория, конный завод – общежитие сельхозтехникума и сельский клуб. Сам техникум расположен в глубине парка в здании бывшей Церковно-приходской школы.
Посетив местный краеведческий музей (техникум), мы наткнулись на макет усадьбы, по которому можно понять, сколько души, сил и средств было вложено в имение.
Общение с местными жителями немного изменило наши планы, и мы понеслись к истоку Днепра.
Читать продолжение: жми
Если понравилось, ставьте лайки и делитесь с друзьями в соц.сетях