Осень миновала, а кинотеатры во всю штурмует приуроченный к американскому Дню благодарения детектив Райна Джонсона «Достать ножи». Впрочем, «штурмует» – конечно, преувеличение, особенно с учетом «Холодного сердца 2». Но картина Джонсона явно не осталась без внимания, и это очень хорошо, потому что она прекрасна по всем параметрам: от невероятно закрученного сценария, деконструирующего жанр и сочной картинки до потрясающего актерского ансамбля и острого как нож юмора. Режиссера и автора сценария Райана Джонсона (все проекты которого можно считать авторскими) широкая публика знает в основном по фантастике "Петля времени" (довольно интересной) и восьмому эпизоду "Звездных войн" (довольно спорному), но свой путь в кино начинал он именно с детектива ("Кирпич"), столь же необычного для жанра, сколь и его новая работа "Достать ножи" (название фильму подарила песня Radiohead). Постараюсь не прибегать к существенным спойлерам и пройдусь по перечисленным достоинствам, раскрыв их немного подробнее.
Сюжет картины, с одной стороны, представляет собой классический детектив в духе Агаты Кристи о «чисто английском убийстве» (с поправкой на американскую почву) и вроде бы даже четко следует знаменитым 10 детективным заповедям Рональда Нокса. Но, с другой стороны, фильм одновременно являет собой и тончайшую пародию на классические детективы. Так, главный (на самом деле нет) герой – сыщик Бенуа Блан – явная пародия на Эркюля Пуаро. Только если тот был бельгиец, то этому французское имя, по словам исполнителя Дэниела Крейга, досталось по причине колониального французского прошлого штата Луизина. Так же, как и Пуаро, Блан очень много и пространно болтает, изъясняется исключительно изысканно и вообще очень артистичен. Только в отличие от Пуаро этот гениальный сыщик большую часть времени не проявляет признаков гениальности, а даже наоборот, подчас игнорирует улики, которые буквально падают ему под ноги с неба или приносятся собакой. Другая героиня – сиделка-иммигрантка (из какой страны не ясно, мнения остальных персонажей на этот счет разнятся) Марта Кабрера в исполнении блистательной, невероятно милой и нежной Аны Де Армас – здесь вроде как выступает в роли доктора Ватсона/капитана Гастингса, то бишь sidekick для великого сыщика, но на деле именно ее процессуальный статус оказывается одной из главных загадок (во многим и для нее самой) – подозреваемая, свидетель, жертва, или все это разом? Дополняет ситуацию очень комически обыгранная «суперспособность» Марты работать как детектор лжи: каждый раз, когда она говорит неправду, ее начинает рвать. Используй сыщик этот детектор порасторопнее, расследование, возможно, закончилось бы раньше. На этом обыгрывание штампов не заканчивается: детективный сюжет здесь выделывает такие кульбиты, что даже Кристи позавидовала бы — основная интрига раскрывается в первой половине картины и тут же сменяется еще одной-двумя, которые движут действие в совершенно неожиданные направления, превращая детектив в социально-политическую сатиру на «толерантную» трамповскую Америку (в числе героев, кстати, пара политически подкованных подростков, активизм которых жестко высмеивается взрослыми). Юмора в картине много, он добротный, в меру злой, но в то же время общий посыл сюжета вполне себе справедливый с точки зрения морали, хотя и тоже довольно забавный. Короче говоря, скучать на этом фильме определенно не придется.
Визуальная стилистика в фильме приковывает взгляд своей винтажностью. Интерьеры особняка, разнообразные костюмы и прочие интересности сделаны со знанием дела. Про саундтрек могу сказать лишь то, что большую часть фильма его почти не замечаешь, зато в конце на титрах к моему восторгу зазвучала одна из моих любимых песен с моего любимого альбома The Rolling Stones.
Ну и вишенка на торте – актерский состав. Я глубоко убежден, что Дэниел Крейг, Крис Эванс и Ана Де Армас сыграли здесь свои лучшие роли. Все остальные, в числе которых Майкл Шеннон, Тони Колетт, Дон Джонсон и неподражаемый Кристофер Пламмер – исключительно на своих местах и вносят свою важную лепту в этот замечательный балаган. Фильмы с таким примечатльным кастом выходят от силы раз в один-два года (мне на ум последними приходят разве что «Афера по-американски» Дэвида О.Рассела и «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона).
Резюмируя, ответственно заявляю: перед нами лучший детектив формата whodunnit со времен «Убийства в Восточном экспрессе» Сидни Люмета (недавняя версия Кеннета Браны была весьма неплоха, но совершенно вторична) и один из 5 лучших фильмов уходящего года, смотреть который (в отличие от нескольких других в этом моем топе-5) можно и нужно абсолютно всем без исключения. Райан Джонсон, кстати, где-то говорил, что в случае кассового успеха картины может снять еще фильмец-другой про Бенуа Блана. Я всеми руками за, оригинальная выйдет франшиза. И, судя по сборам за уикенд, все шансы есть.
P.S. А еще в фильме есть литературная отсылка к классике американского постмодернизма, которую оценит максимум 1-2% российской кино-аудитории. Мелочь, а приятно.)
P.P.S. Ана Де Армас – мое сердце принадлежит тебе, жду не дождусь нового Бонда и фильма про Мэрилин Монро с тобой!
Оставайтесь с нами, ждите новых обзоров и разборов, в том числе более нишевых. PHENOMiNALS Project is on.