В новостях сообщили, что наш президент одним из первых прокатился на «Иволге» по Московскому Центральному Диаметру. Вместе с В.В. Путиным катались губернатор Московской области, мэр Москвы, куча чиновников, журналисты, ещё бы по 8 декабря на МЦД-1 и МЦД-2 проезд бесплатный.
МЦД – крупнейший транспортный проект столицы, инновационное наземное метро, другими словами – электричка, маршрут которой соединяет пригороды. Два года назад президент предложил проложить диаметры, и вот в ноябре запустили два, в перспективе ещё три. МЦД строят на средства РЖД, Москвы и Подмосковья, затрачено уже 25 миллиардов рублей. Проект перспективный и для всех выгодный…
В это же самое время губернатор Пермского края, эффективный менеджер Максим Решетников собирается разрушить уже построенный ПЦД, идущий от ст. Курья до ст. Голованово, точнее его основную центральную часть, от ст. Перми II до ст. Перми I и далее до ст. Мотовилиха. На первой фотографии, взятой из интернета, Максим как раз обещает президенту убрать железнодорожные пути у набережной.
Пермский Центральный Диаметр – наше наземное метро (другого нет), в отличие от МЦД, был построен ещё до революции. Участок пути от Мотовилихи до ст. Пермь (Пермь I) сдан в эксплуатацию более 140 лет назад в 1878 году в рамках строительства Уральской Горнозаводской железной дороги. Железнодорожное сообщение от ст. Пермь (Пермь I) до ст. Заимка ныне Пермь II – основной ж/д узел Пермского края – началось 120 лет назад в 1899 году, когда была запущена Пермь – Котласская железная дорога.
Пермяки и гости города более 100 лет активно пользуются ж/д транспортом. Пермь раскинулась вдоль берегов Камы на 70 км, и только электричкой можно добраться из одного отдалённого района в другой без часовых пробок, экономя время и деньги. С 2004 года в Перми успешно реализуется программа по развитию внутригородской электрички, как нового вида пассажирского транспорта. В этом вопросе мы впереди Москвы минимум на 15 лет.
Я прошёл вдоль стальных путей от Перми II до Перми I, пытаясь понять логику губернатора. Москва тратит огромные деньги, строит то, что у нас уже работает, а мы расходуем ещё большие средства, чтобы уничтожить, созданное прадедами, и пустить вместо электричек трамвай, увеличив количество пересадок и итоговую цену билета. Плюс необходимость строительства обходного ж/д пути и нового железнодорожного моста через Каму, это в то время, когда нет средств на нормальный вокзал.
На мой взгляд, необходимо просто вписать существующую ж/д инфраструктуру в современный городской пейзаж. Ничего, что этого пейзажа у нас пока тоже нет. Можно сделать, например, удобные и красивые мостики-переходы через пути, которые, как Эйфелева башня в Париже, могли бы стать символом новой Перми. «Ломать – не строить», – гласит народная мудрость...
Видимость бурной деятельности, бездарные, но глобальные планы сегодня приветствуются и приносят хорошие дивиденды. Диаметр не может быть центральным. Он по определению проходит через центр окружности. В Москве дружно строят не МЦД, а хорды – отрезки, соединяющие две точки кривой, но чиновники понимают, что хорда, проходящая через центр, становится диаметром. Губернаторы на местах подражают столице. Какая местная хорда не мечтает стать диаметром и обязательно московским или центральным, хоть это и абсурд…