Найти тему

Окей, Google! Оптимизируем сайт под голосовой поиск

Оглавление

Чем умнее смартфоны, тем ленивее становятся их владельцы. Впечатывание запроса кажется непосильным трудом, когда можно просто произнести пару слов. Почти у каждой крупной корпорации есть свои голосовые помощники, которые упрощают поиск пользователям. Siri от Apple, безымянный ассистент от Google, Alexa от Amazon, до сих пор недоступная в России Cortana от Microsoft и, конечно, Алиса от Яндекса. Их популярность зашкаливает. Уже пять лет назад, в 2014 году почти половина американцев пользовалась голосовым поиском больше раза в день (к сожалению, достоверных открытых данных по России нет). Сейчас этот процент явно выше. Специалисты предсказывают, что к 2020 году больше половины поисковых запросов будут голосовыми. И что это значит? Надо срочно оптимизировать сайт под голосовой поиск. Его запросы отличаются от тех, которые вводятся с клавиатуры. Теперь, кроме SEO, нужно проводить VSO – voice search optimization. Пока что нет полных руководств по такой оптимизации, но мы собрали базовые советы, которые помогут вам продвинуться в выдаче. Голосовой поиск уже точно не уйдёт вслед за КПК и нетбуками, которые недолго продержались в тренде. Его популярность будет только расти, так что стоит адаптироваться сейчас, пока вас в этом не обошли более продвинутые конкуренты.

Как работает голосовой поиск?

Мы хотим сделать оптимизацию под голосовой поиск, а значит, нам нужно понять, как этот инструмент работает. Вы не поверите, но чтобы узнать принцип его работы, придётся предать свои привычки. А именно: прочитать инструкцию. Конечно, сейчас смартфоны настолько удобны и интуитивны, что мы даже не открываем книжечку с руководством пользователя. Но так мы познакомимся только с функциями, которые лежат на поверхности. Производитель хочет, чтобы вы поняли, как всё работает, и поэтому в большинстве коробок от смартфонов до сих пор есть инструкция. Или хотя бы ссылка на файл с этой инструкцией. Так и с голосовым поиском. Свои руководства есть и у них. Соберите из них информацию и выясните, какие функции их объединяют. Зная, что какие-то моменты в разных голосовых помощниках работают одинаково, то вы можете убить нескольких зайцев одним выстрелом. Также не стоит сбрасывать со счетов уникальные функции. Проверьте аудиторию этого поисковика. Если в неё входят группы, которые больше нигде нельзя подцепить, оптимизируйтесь и для этой функции. Если вам пока не интересна данная ЦА, то можете пока не тратить на него силы.

Как люди используют сервис?

Мы помним, что инструкции никто не читает. А что читают? Смешные статейки и разоблачения. Голосовым поиском люди пользуются для экономии времени и знают в основном базовый набор самых популярных функций голосовых ассистентов:

Внутри телефона

Пользователи просят приложения кому-то позвонить, включить музыку, найти файлы или диктуют сообщения.

Запросы с готовым ответом

Маршруты, слова песен, расписания, время работы, определения и всё, что утоляет информационный голод в пределах одного экрана.

Поиск с ограничениями

Люди ищут что-то в определённом радиусе. Или с нужными характеристиками: вегетарианские рестораны, магазины с доступом для инвалидов или в определённой ценовой категории, например.

Оптимизация под локальные поиски

Слово «рядом» или указание места содержатся в большей части голосовых запросов. Люди попадают в незнакомое место или у них внезапно освобождается вечер. Они достают телефон. И говорят «Окей, Google, кафе рядом», «Слушай, Алиса, круглосуточные магазины рядом», «Siri, рестораны в Нижнем Новгороде» или что-то типа того. Если ваши точки – это магазины, кафе, пиццерии или рестораны, стоит оптимизировать страницы под такие запросы. На сайте, например, добавьте город и район в название страницы. А в кабинете Google Мой Бизнес перечислите все ваши адреса. А также правильно укажите категории. Люди не будут искать «еда в Нижнем Новгороде», если они хотят пиццу. Сузьте категории до максимально конкретных. Только тогда пользователи вас увидят в релевантной выдаче. И только так вы получите наиболее полезный трафик. 

Читайте также: подробнее про настройку Google Мой Бизнес мы уже писали в другой статье. Обязательно прочитайте ее после того, как расправитесь с этой.

Таргетируйтесь на длинные ключевики

Сказать фразу, по которой робот будет искать совпадения, намного проще, чем ввести. Поэтому голосовые запросы длиннее обычных, менее частотны и иногда избыточны – в среднем они состоят из 3-4 слов. Это так называемые long-tail ключи. Если в печатном виде человек введёт «лучший подарок», то скажет он, скорее всего, «самый лучший подарок». Голосовой поиск приближен к естественной речи, поэтому и целевые запросы должны воспроизводить мысль человека, который спрашивает помощника о чём-то. Правильно подберите эти запросы, и вы сможете обогнать своих конкурентов, которые останутся не оптимизированными. Подумайте, как люди будут говорить о вашем продукте. Прислушайтесь к окружающим или попросите друзей неформально обсудить его. Запишите интересные моменты, которые могут стать поисковыми запросами. Или воспользуйтесь специальными сервисами для подбора популярных запросов.

Кроме того, не забывайте о синонимах. Одну и ту же вещь люди могут называть по-разному. Например, «Бюджетное кафе», «поесть дёшево», «недорогой обед» - вы можете быть ответом для всех трёх запросов, так что подстройтесь под них. Оптимизация под голосовой поиск пока менее автоматизирована, чем SEO, но все усилия должны окупиться.

-3

Сфокусируйтесь на мобильной оптимизации

Голосовой поиск почти всегда используют на смартфоне или планшете. Больше 60% поисковых запросов идут с мобильных устройств. И если вы ещё не адаптировали свой сайт под них – пора это, наконец, сделать. Заодно улучшите общую статистику.

По информации Google, у мобильных визитов процент отказов на 10% выше. Это значит, что бизнесы не могут предоставить пользователям качественный сервис. Если сайт не загружается за 3 секунды, его закрывают. А если вы сделаете нормальную мобильную версию, ваш трафик потенциально может увеличиться на 60%. Полезный эффект, правда? Проверить, насколько дружелюбен ваш сайт к мобильным пользователям, можно на сервисах Google и Яндекса.

Прочитать подробнее про так, на какие моменты стоит сконцентрировать свое внимание при оптимизации для мобильных устройств, читайте в другой нашей статье. 

Настоящее и будущее оптимизации

SEO – это процесс постоянный. И VSO тоже. То есть вы проверяете и измеряете всё, что только можно. Как только вы нашли запрос, под который хотите оптимизировать сайт, начните отслеживать все показатели, чтобы вовремя заметить, если что-то идёт не так или, наоборот, пошёл рост визитов и глубины просмотра.

Не исключено, что направление VSO будет меняться. Система всё ещё развивается, обкатывается и отрабатывает разные сценарии. Постоянно следите за новостями корпораций и будьте готовы оперативно переделывать какие-то элементы.

Со временем будут меняться и сами запросы. Не спускайте глаз с аналитики и регулярно добавляйте запросы, которые могут привести на ваш сайт возможных клиентов.

Кроме того, есть уже проторённые пути. Когда вы нашли свой основной запрос с максимальной релевантностью, например, «лучшие пирожки в Нижнем Новгороде», проверьте, какие сервисы вам выдадут голосовые помощники. Один может показать TripAdvisor, другой – Google Maps или Яндекс.Карты, третий – 2GIS. Так вы поймёте, на каких площадках нужно позаботиться о достойной страничке и хорошем рейтинге с отзывами.

Если вы сделаете всё, что мы здесь перечислили, вы обгоните конкурентов, которые ещё не осознали важность голосового поиска, оптимизация сайта привлечёт больше полезного трафика, пользователи не будут уходить на первых секундах и общее качество вашего сайта в глазах поисковиков повысится. А теперь, бегом, за работу!