Эта фраза: "Дети - наше все!" , стала не только формальной, но и навязчивой до неприличия... А как все таки"Как воспитать настоящего человека" такую книгу написал талантливый педагог, Герой социалистического труда А.В. Сухомлинский. Я, преклоняюсь пред советскими педагогами. Всегда интересовался их творчеством, условиями в которых они и росли и творили... Среди другой информации мне запомнилось интервью корреспондента газеты "Комсомольская правда" с его матерью, пожалуй сорокалетней давности... Интервью, к сожалению было небольшим. Меня несколько удивил ответ Оксаны Иудовны на последний вопрос журналиста: "Так как же воспитать настоящего человека?" Мать Василия Александровича дала такой ответ: "Любить, это - "нелюбить". Вот такое материнское чувство... Из рассуждений этой мудрой женщины, воспитавшей Настоящего человека было понятно, что любовь это в первую очередь требование. Отношения к детям сконцентрировано в рекомендации к тем кто учится держать в руке шпагу и к тем кто держит в руке птичку: если сильно зажимать в руке оружие им трудно управлять, а если держать слабо, вероятно противнику его легко выбить из рук соперника. Так и с птичкой: сильно сжимать - есть вероятность задушить слабое существо, слабо держать - улетит птаха. По сути мать воспитавшая ЧЕЛОВЕКА , эту меру чувствовала... А. С. Макаренко советовал педагогам: "Требовать, требовать и еще раз требовать." А воспитанникам "НЕ ПИЩАТЬ, учиться держаться без "подпорок". Не только педагог, руководитель коллектива, но каждый человек должен сам от себя требовать!" Чувство долженствования это чувство благородного человека. Можно ли воспитать если внушать обратное: "ТЫ - никому ничего не должен, все должны тебе!" Такой подход есть воспитание потребителя и эгоиста, которому чуждо чувство ответственности... Еще пару тысяч лет до н. э. философ Гилель: "Если ты не за себя, то кто же за тебя? А если ты только за себя? Если только за себя, то зачем ты?"
Вот с такими убеждениями, какой то человек, после тридцати лет службы в войсках пришел работать в школу учителем ДПЮ и ОБЖ. Его наблюдения читайте и судите сами...
* Внучке 6 лет! От компьютера не оторвать... В какой то день пристрастились рисовать, лепить из пластилина, складывать буквы в слова увлеклась... Спрашивают: где тебе интереснее, часами сидеть рассматривая глупости в интернете или творить самой, своими ручками? Не ожидал, но ответ был абсолютно рациональным и правильным: "Самой!" Возился ли дедушка? Через несколько дней возни внучка принесла листок бумаги где было каракулями написано одно только слово: "МАМА". Сообщила, что это слово написала сама. Кто разделит чувства, которое испытал старый солдат ставший дедом... Возиться надо... Если возиться с детства и в школе, и дома то не придется в сарости
* Приходит время, первоклашки сдают буквари. Иду по школьному коридору... Стоит милое создание, метр от полу с бантиками, с букварем в обнимку и ревет, слезы как булыжники, катятся из детских глаз... Спрашиваю - Почему детка плачет, кто обидел? Ответ обескуражил: - Учительница сказала: "Сдать буквари!". Ну что тут скажешь? Безобразие, бездушие, безответственность... Учительница не возилась, ей все по барабану, ей все ровно. А девочка плачет... Не возилась та учительница...
* Захожу на урок ОБЖ в пятый класс. Тема строгая - ПДД. Ритуал нами отработан ранее... Дети встают. Прохожу уверенно, почти строевой походкой через весь класс к доске, учительскому столу. Поворачиваюсь к классу лицом. Детки как натянутые струны - ждут. Строго, бегло, как обычно пытаюсь зацепить взглядом каждого: "Здравствуйте! Садитесь. " Дети молча садятся: встали - этим приветствовали... В это время, девочка, за первой партой, садясь, громко выдает: - Евгений Степанович, когда вы входите в класс, у меня сердце замирает. Я, в испуге - боится! Мои солдатские привычки противоречат... Подхожу ближе, тихонько спрашиваю -Ты меня боишься? Ответ громкий, на весь класс, спасибо ей, спасла репутацию - Не! Я вас не боюсь... А сердце замирает..." Может быть в этом "зарыты" слова матери А.В. Сухомлинского и еще Принцип параллельного действия? Держать - не сдавливая?
* Мне 70 лет. Городок наш небольшой, в основном все знакомы. С узким кругом родственников и самых близких друзей отмечаем юбилей в кафе... Представитель ОО МССО (Международного союза советских офицеров) вручает мне Орден - За верность Родине СССР.
После завершения трапезы, в фойе кафе подходят трое молодых людей: - Здравствуйте, Евгений Степанович. Молодые львы, случайно наблюдали вручение ордена... Поздравили. После моей работы в школе прошло более 10 лет... Им уже за тридцать... Сказали слова, которые мне было приятно слышать да еще в дополнение к ордену. - Рады за Вас. У нас сложилось мнение, что вы были самым лучшим учителем в нашей школе. Пусть и есть доля лукавства, но как приятно в день семидесятилетия, услышать такие слова от тех кого учил ...
* Иду по городку. Обращается молодой человек, лет тридцати...
- Здравствуйте Евгений Степанович! Со мной в нашем маленьком городке здороваются часто, бывшие ученики, (один урок ДПЮ в неделю, два года + пять лет ОБЖ), члены ОО " Белорусский союз ветеранов войны Афганистане" председателем которого являюсь, просто знакомые, образы которых моя дряхлеющая память уже удержать не в состоянии. Молодой человек свое обращение начал с извинений... Оказалось, что он был учеником школы где я работал... Признался, что он меня не просто не уважал, а даже "ненавидел". Ему не нравились мои армейские привычки обращения с учениками на уроках ДПЮ... После школы он служил по контракту в ВС Беларуси. Многое переосмыслил... Вспомнил, что однажды он был дежурным по классу и не исполнил свои обязанности по подготовке класса к уроку. Я был возмущен беспорядком и посоветовал навести порядок: вытереть доску, расставить стулья, собрать мусор, вымыть пол... Пока он приведет класс в порядок, занятия продолжить в коридоре. На этот локальный конфуз нарвался директор. - Почему в коридоре? Спросил директор... Я пояснил кратко, пока в классе уборка, новый материал излагаю перед строем. Отстал. Многолетняя служба по контракту убедила парня в правоте моей педагогической техники. Более всего запомнил парень, что я его проступок не изложил в объяснении директору... Служба в войсках помогла осознать и он через дюжину лет извинился...