Музыка оказывает на нас влияние на протяжении всей нашей жизни. Но наши музыкальные вкусы по большей части остаются загадкой для нас. Почему одни песни доводят до слез, а другие заставляют танцевать? Почему музыка, которая нравится нам, вызывает негативные эмоции у других? Почему некоторые люди испытывают острую потребность создавать и играть собственную музыку, а другие с трудом воспринимают мелодии?
Наука говорит нам, что эти индивидуальные различия не являются случайными, они частично обусловлены различными аспектами личности.
Музыкальные предпочтения связаны с тремя выделенными нами типами мышления.
Эмпаты проявляют большой интерес к мыслям и эмоциям других людей. Систематизаторы интересуются шаблонами, системами и правилами, которые лежат в основе функционирования мира вокруг.
А те, кто набирают относительно равные баллы по эмпатии и систематизации, классифицируются как сбалансированные.
95% всех людей могут быть классифицированы в одну из этих трех обширных групп. Данная классификация помогает предсказывать человеческое поведение. Например, принадлежность к той или иной группе может указывать на то, какие науки человек изучал в университете, гуманитарные или точные. Таким образом можно предсказать музыкальные вкусы.
Изучая этот феномен, было проведено несколько исследований, в которых в общей сложности приняли участие более чем 4000 человек. Используя данные о стиле мышления всех участников попросили прослушать 50 музыкальных отрывков с широким жанровым диапазоном, после чего указать на те, что понравились больше всего.
В ходе этих исследований было обнаружено, что эмпаты предпочитают мягкую музыку, которая не является энергичной, но отличается грустью и эмоциональной глубиной, например, R&B, софт-рок и авторская песня. Эмпаты предпочитали такие композиции, как «Come Away With Me» Норы Джонс и «Hallelujah» Джефа Бакли.
Систематизаторы же предпочитают более интенсивную музыку, например, хард-рок, панк, хэви-метал. Кроме того, люди, относящиеся к этому типу, тоже любят музыку, отличающуюся интеллектуальной глубиной и сложностью, включая классические авангардные жанры. Например, систематизаторы при прослушивании выбирали «Этюдный опус №3» Александра Скрябина. Важно отметить, что относящиеся к этому типу люди имели тенденцию к прослушиванию музыки более широкого жанрового диапазона, чем те, кто относится к первому и третьему типу.
В последнем исследовании, опубликованном в журнале исследований личности, было обнаружено, что по различным чертам личности можно предсказать музыкальные способности, даже если люди не играют на музыкальных инструментах. Одна команда работала с системой BBC Lab UK, чтобы привлечь 7000 участников и оценить их по различным личностным параметрам: открытость, сознательность, экстраверсия, дружелюбность и эмоциональная и нервная стабильность. Участников попросили выполнять различные задания, которые помогали измерить их музыкальные способности, такие как запоминание мелодий и способность различать ритмы.
Также выяснили, что наряду с музыкальным образованием наиболее сильным указателем на музыкальную утонченность является такая личностная черта, как открытость. Люди с высокими показателями открытости обладают богатым воображением, широким кругом интересов, являются открытыми для новых методов мышления и изменений среды. Те, кто набирал низкие баллы по показателю «открытость», более последовательны и прямолинейны, предпочитают привычное новому и придерживаются традиционных ценностей. А также обнаружили, что более разговорчивые и настойчивые экстраверты, отличающиеся способностью к быстрому возбуждению, обладают более ярко выраженными певческими способностями.
Недавние вышеперечисленные открытия говорят нам о том, что из нашего музыкального вкуса и склонностей человека мы можем получить много информации о его личности и стиле мышления. Результаты последнего исследования показывают, что существуют факторы, находящиеся за пределами нашего сознания, формирующие наш музыкальный опыт.
Эти результаты могут помочь как родителям, так и учителям и врачам. Основываясь на полученной о личности информации, педагоги могут гарантировать, что дети, обладающие музыкальным потенциалом, смогут получить возможность заниматься на музыкальном инструменте. Терапевты, занимающиеся музыкальной терапией, могут использовать полученную информацию о стиле мышления, чтобы формировать индивидуальные программы лечения. результаты этих исследований также могут помочь детям и взрослым с различными расстройствами аутистического спектра, которые испытывают трудности в общении.
Данная информация может быть полезна людям, пережившим психологические травмы, или тем, кто переживает потерю близких. Мы также выяснили, что люди, пережившие психологические потрясения в детстве, совершенно иначе проявляют себя в музыке в зрелом возрасте в сравнении с теми, кто не переживал подобный негативный опыт.
По материалам статьи «What your musical taste says about your personality» The Conversation