Найти тему
Ночной киноэкспресс

"Столкновение": столкновение политкорректности и искусства

Столкновение | Crash | 2004

Режиссёр: Пол Хаггис

Показательно и даже иронично, что именно в рамках рецензии на фильм «Столкновение» мне пришлось пересмотреть некоторые свои взгляды. Изначально планировалось следующее. Во-первых, порассуждать на тему грядущей церемонии Оскар, а именно поговорить о вещах, за которые её ругают все кому не лень — излишнюю и показушную политкорректность, сомнительных номинантов, потерю авторитетности и интереса со стороны простых кинозрителей (не критиков и не кинодеятелей). Во-вторых, в качестве подтверждения моих слов рассказать о «Столкновении», которое хоть и выиграло в номинации «Лучший фильм» в 2006 году, но в моей памяти осталось как среднее по всем меркам произведение на тему расовых предрассудков. И если первая часть моего рассказа пойдёт по плану, хоть и с небольшими корректировками, то вторая будет выглядеть иначе.

После объявления номинантов премии «Оскар» возникает много разговоров на тему политизированности, политкорректности и адекватности в отдельных номинациях и церемонии в целом. Если взять 2019-й год, то основные претензии в отношении главной номинации выглядели так: «Чёрная пантера», «Зелёная книга» и «Чёрный клановец» номинированы, потому что затрагивают тему расизма, «Богемская рапсодия» — за тему гомосексуализма, «Рома», «Звезда родилась» и «Фаворитка» — за феминизм в том или ином виде (в первом случае имеется и мексиканский подтекст). И только «Власть» сумела избежать подобной участи, хотя странно, так как фильм о политике.

Неужели получается, что вся церемония затевается лишь с одной целью — продвинуть в массы либеральные идеи о толерантности и т.п.? Возможно, но даже если и так, то это цель вторичная. Оскар, Золотой глобус и прочие по-прежнему справляются со своей ролью — собирают в одном месте наиболее удачные фильмы. И пусть иногда имеют место неоднозначные и неожиданные решения, но в целом выборка осуществляется грамотно. Почему я так решил? Потому что большинство просмотренных фильмов, побеждавших или хотя бы номинировавшихся на престижные премии, действительно хороши. Редкие исключения конечно же есть, но от них никуда не деться. И переживать по их поводу точно не стоит, так как время расставит всё на свои места — плохие и средние фильмы будут забыты, а по-настоящему достойные займут своё почётное место в пантеоне лучших. Кто-нибудь из вас помнит фильм «Небраска»? Навряд ли, хотя в 2014-м году у него было 6 номинаций, в т.ч. на лучший фильм.

А сейчас я должен был привести ещё один показательный пример — фильм «Столкновение», указав на все его недостатки, поругав за односторонний взгляд на тему расизма и т.д. В первый раз я посмотрел этот фильм примерно в 2010 году, и тогда он не показался мне плохим, но единственное, что я в нём увидел — посыл, который можно сформулировать как «все белые плохие, цветные — хорошие, а плохие поступки последних являются следствием несправедливости, в т.ч. со стороны первых». И сделал умозаключение, что это и стало главной и единственной причиной успеха фильма. Но перед написанием рецензии, пересмотрев его ещё раз, моё мнение поменялось в лучшую сторону. А теперь, обо всём по порядку.

Сюжет фильма «Столкновение» представляет собой антологию, т.е. когда несколько самостоятельных сюжетных линий, связанных чем-то общим, имеют некие точки соприкосновения. В нашем случае есть несколько историй простых людей, среди которых офицер полиции, владелец маленького магазина, местный кинопродюсер и другие. Все их истории так или иначе связаны с расовыми предубеждениями. Например, офицер полиции останавливает машину из-за того, что за её рулём сидел чернокожий. А хозяин магазина решает, что кражу и погром у него устроил мастер, который на днях чинил у него дверной замок, ведь он — мексиканец. А до этого ему же не продали оружие, так как он — араб, а значит, только и делает, что выбирает, на какой бы небоскрёб направить… ну вы поняли.

-2

Оценивать фильм в целом трудно, так как некоторые сюжетные линии сделаны хорошо, и так же хорошо связаны с другими. Другие, напротив, слабые и чересчур однозначные. Но зато они разные. Не вижу смысла пересказывать и оценивать их все по отдельности, но лишь отмечу, что запомнятся те из них, где нет однозначно плохих или хороших персонажей, так как это даёт повод постоянно оценивать их поступки и, что самое главное, делает неважным цвет кожи персонажа, потому что характер не ограничивается лишь стереотипами.

Важными являются сцены, где судьбы основных героев переплетаются, сталкиваются. Символично, что столкновение происходит в прямом смысле — катализатором многих событий являются автомобильные аварии и другие происшествия, где так или иначе фигурирует автомобиль, например, упомянутая ранее остановка автомобиля, или угон. Но и здесь не всё равномерно — иногда встречи героев прямо вытекают из сюжета, являются обоснованными, а некоторые неубедительные и не совсем умело придают всей картине целостность и единство.

Множество автомобильных сцен не случайность и не лень сценаристов — на фильм повлияло то, что режиссёр когда-то сам пострадал от автомобильных воров
Множество автомобильных сцен не случайность и не лень сценаристов — на фильм повлияло то, что режиссёр когда-то сам пострадал от автомобильных воров

А что касается темы расизма, то да, она здесь есть, является ключевой и иногда ей откровенно злоупотребляют. Практически весь фильм строится по следующей схеме — герой поступает неправильно, в соответствии со существующими стереотипами. Но под конец своей истории поступает диаметрально противоположно, так как осознал все свои ошибки, предусмотрел свои взгляды и понял, что главное — быть человеком и т.п. Например, чернокожий преступник, первый «важный» (т.е. влияющий на сюжет) поступок которого — угон автомобиля, пережив достаточно потрясений, в концовке поступает благородно, хоть и имел возможность поступить иначе, выгодно для себя. В этом случае изменение персонажа не произошло на ровном месте, и в это можно поверить, хоть и с некоторой натяжкой. Но в некоторых случаях дуги характера персонажа нет, он не растёт, а его выводы берутся из ниоткуда. Такие моменты общую картину портят сильно.

-4

Подводя итог, следует отметить следующее. Основной посыл «Столкновения» — неизбежность конфликтов между людьми. Любой человек, живущий в обществе, рано или поздно, но столкнётся с другим, ведь причина всегда найдётся. А если к этим причинам добавить ещё и расовые предрассудки, и вообще любые стереотипы, то отношения с людьми будут сплошной головной болью. Любой стереотип это всегда ограничение, которое может не дать объективно относиться к человеку. Ладно, тема расизма начинает надоедать, поэтому приведу другой пример. Так получилось и с фильмом «Столкновение» — будучи школьником, я обращал внимание лишь на цвет главных героев, а сейчас по-настоящему оценил другие вещи, связанные непосредственно с художественной составляющей фильма. Пусть фильм всё равно не стал для меня образцом жанра, но по сугубо художественным причинам.

Заслужил ли фильм «Столкновение» стать лучшим в 2006 году? Просто забейте на моё мнение, посмотрите фильм и решайте сами.