Найти тему
George Rooke

Роял Неви, снабжение

Часть не помню какая уже.

Одними из самых важных материалов были смола и деготь. Эти материалы поставлялись в Британию почти исключительно из Швеции, Финляндии и России, при этом шведская смола, которая носила название стокгольмской (Stockholm tar) считалась эталоном.
В судостроении применялось два вида смесей для водооталкивания – это «белый материал» (
white stuff) и «черный материал» (black stuff). «Белый материал» состоял из китового жира, сосновой смолы и самородной серы. «Черный материал» являлся смесью смолы и дегтя (2 части дегтя к одной части смолы). В середине и конце XVIII века «белый материал» практически не использовался, и почти все страны остановили выбор на «черном материале», как из-за его дешевизны, так и из-за лучших водоотталкивающих качеств.
В период 1703-1711 годов англичане попытались перейти на «импортозамещение», и заменить шведскую смолу на американскую, но качество последней отказалось столь плохим, что остатки американской смолы спешно перепродали в страны Средиземноморья по дешевке, а сами закупали смолу исключительно в Швеции, Финляндии и России. Удельный вес Балтики при поставках смолы показывает следующая информация: в период с 1694 по 1794 год Англия потратила на закупку смолы и дегтя в Швеции и Финляндии 84 681 фунт стерлингов, тогда как в Америке – 272 фунта.

Ну а напоследок цитата. Слова комиссионера Адмиралтейства Чарльза Миддлтона, который в 1786 году чеканно и честно задекларировал: «любые производимые нашим флотом операции зависят только от пунктуальности и полноты поставок материалов, нужных для строительства флота на верфи, и обеспечение этих поставок – главная и непременная задача любой войны и любой кампании на суше или на море».