Как рассказал Шварц в статье под названием "Человек, притворяющийся человеком", Вольфганг фон Кемпелен в 1770 году преподнес в Вене императрице Марии Терезе своего рода робот, который мог бить людей в шахматы; он назвал его "турком". “Турк" объехал Европу и вызвал противоречивые отклики, поскольку некоторые были готовы признать и приветствовать тот факт, что машины превосходят людей, но многие выступали против этого мнения. Хотя тюрк включал в себя "лабиринт рычагов, зубьев и часовых механизмов", очевидно, что он не использовал никакого алгоритма и управлялся скрытым внутри человеком. Первая цифровая платформа для торговли микро-задачами, Amazon Mechanical Turk (далее просто MTurk), была представлена как новая технология "человек как услуга" в отличие от "программного обеспечения как услуга" и как новая форма "искусственного интеллекта". Совсем недавно инженеры продвинули эту идею дальше, разработав Soylent, "текстовый процессор с толпой людей внутри", который использует сотрудников MTurk для создания редактора с человеческим вводом и помощника-писателя "внутри" MS Word. Следственно можно задаться вопросом, в какой степени в будущем роботы будут вытеснять людей или, наоборот, цифровые преобразования превращать людей в "роботов".
Компьютеризация, а затем роботизация как часть так называемого "второго века машин", является ключевой гипотезой будущего рабочей политики. Использование таксономии задач, разработанной в литературе по гипотезе "рутинных технических изменений", привело к оценкам, что в США и Европе риск компьютеризации рабочих мест составляет 47% и от 40% до 60%, соответственно. В период с середины 1990-х годов по 2010 год в большинстве стран ОЭСР наметилась четкая тенденция поляризации рабочих мест (U-образная рабочая сила с относительным сокращением числа рабочих мест средней квалификации и увеличением числа рабочих мест высокой и низкой квалификации): с 1995 по 2010 год в большинстве стран ОЭСР наблюдалась тенденция к поляризации рабочих мест (т.е. рутинных рабочих мест). бухгалтеры) снизились на 12 пунктов (53% до 41%), в то время как высококвалифицированные абстрактные рабочие места (т.е. дизайнеры) увеличились на 10 пунктов с 28% до 38%, а внештатные рабочие места (т.е. водители) - на 3 пункта с 18% до 21%; эта тенденция прослеживается в основном в результате технологических изменений и будет расти в ближайшие годы.
Другой важной темой является "Плоский мир", в котором растущий аутсорсинг и оффшоринг, также поддерживаемый технологией, создают глобализированный рынок труда. Приближающаяся цифровая проводка рабочей силы уже была объявлена, хотя ограничения на эту возможность были представлены гораздо раньше, чем формулировка тезиса о плоском мире. Отмечалось, что в последние три десятилетия или около того каждая новая волна цифровых инноваций порождала противоположные представления о будущем работы; такая односторонняя ориентация на технологии сбивает с толку важность институциональных изменений на рынках труда, таких как, например, дестандартизация труда и появление нестандартной работы (NSW). Согласно статистическому анализу ОЭСР, "рутинные необъективные технические изменения" говорят лишь об одной части истории, поскольку поляризация рабочих мест явно связана с дестандартизацией трудовых договоров, и нет убедительных доказательств того, что послужило причиной разрыва между технологическими и институциональными изменениями. Из полученных данных ясно, что рутинные работы, основанные на стандартных контрактах (т.е. бухгалтеры), были заменены рутинными работами в формах NSW; если исчезновение бухгалтерских работ в середине периода полностью зависело от технологии, то такие работы не могли быть заменены работающими в условиях NSW лицами с теми же навыками, которые были уволены, как показывают данные, что это действительно произошло. Появление NSW статистически связано с неравенством и бедностью и, таким образом, связано с дебатами о "новом неравенстве", которые являются ключевым аспектом более широкой дискуссии о будущем работы.
Появление цифровых платформ, позволяющих предоставлять услуги, передаваемые электронным путем, или физически трудоемкие услуги, является новой тенденцией, которая вступает в дискуссию о будущем работы. Такие платформы, особенно в средствах массовой информации, а также в научных статьях и политических документах, имеют различные обозначения, включая, среди прочего, "совместную экономику", "экономику сотрудничества", "краудворчество или работу в толпе", "большую экономику", "экономику по требованию" и т.д. Следуя более строгой терминологии, принятой в научной литературе, первый тип (т.е. доработка заданий и проектов или MTurk для микрозадач), позволяющий дистанционно предоставлять услуги по электронной передаче, называется Online Markets and OLMs. Второй тип (т.е. TaskRabbit, но в некоторой степени также Uber и Lyft), включая полностью цифровые платформы, где услуги предоставляются физически (требующие мобильности и прямого взаимодействия между поставщиком и заявителем), упоминается в научной литературе как "Рынки мобильного краудсорсинга" и "мобильные работники по запросу"; в данной статье они упоминаются как "Рынок труда". В подавляющем большинстве случаев как OLM, так и MLM квалифицируются как двусторонние рынки. Людей, работающих на этих платформах, называют по-разному: "микропредприниматели", "концерты", "подрядчики", "рабочие по требованию", "фрилансеры" и даже "алгоритм Лумпен-когнитариата и салариата". Для простоты будем называть их просто "рабочими" и/или "подрядчиками".
Несмотря на свою масштабность, которая весьма спорна, эти цифровые рынки труда являются парадигматическим и стратегическим аргументом в пользу дебатов о будущем работы и не лишены связи с вышеизложенными тенденциями и гипотезами. Они являются парадигматическими как для эмпирической проверки ключевых гипотез, так и для того, как они переплетаются риторические споры, ощутимые конфликты, представление доказательств и, в конечном счете, регулятивные и политические решения. Существует по крайней мере три способа адаптации цифровых рынков труда к более широким гипотезам, тенденциям и дискуссиям о будущем работы.
Во-первых, хотя глобализация труда (т.е. гипотеза "плоского мира") с распространением аутсорсинга и оффшоринга является более широкой тенденцией до появления OLMsv , последние были представлены и обсуждены эмпирически как факторы ускорения выравнивания рынков труда посредством виртуальной миграции и как потенциально растущее сближение заработной платы с ее потенциально позитивным (для работников в развивающихся странах) и негативным (для домашних работников в странах ОЭСР) уровнем; они также потенциально влияют на последствия и усугубляют разделение труда в международном масштабе.
Является ли мир в целом плоским и действительно ли OLM действительно благоприятствуют конвергенции и устранению всех географических барьеров — это эмпирический вопрос, который еще предстоит решить. Тезис Фридмана подвергся эмпирической критике, в то время как рассмотренные здесь данные свидетельствуют о том, что выравнивание и конвергенция заработной платы все еще ограничены в OLM из-за сочетания трений и когнитивной эвристики, и предубеждений работодателей.
Во-вторых, в обоих типах цифровых рынков труда работа ведется в еще менее стандартных формах, чем в "традиционных" NSW, что делает их предметом споров с точки зрения неравенства, прекаризации и эрозии трудовых прав. В OLM работа ведется в регуляторном вакууме, поскольку глобальный характер платформ нейтрализует национальное трудовое законодательство и отсутствует соглашение международного уровня; фактически, как открыто заявляют и Хортон, и Агравал, платформы выполняют функции, сходные с государственными. Несмотря на то, что УУЗР локализованы, они пока не регулируются, хотя и находятся в центре судебных процессов в США.
В-третьих, появление этих цифровых рынков труда (особенно OLM, но в определенной степени и MLM), по крайней мере косвенно связано с тенденцией компьютеризации/роботизации, гипотезой "обычных технических изменений" и поляризацией занятости. Хотя иногда полностью автономные проекты выполняются работниками "по требованию", во многих случаях OLM выполняют довольно рутинные задачи и/или микрозадачи, в которые были разбиты рабочие места. Как видно из следующего рисунка, среди наиболее востребованных в Upwork задач есть и вполне рутинные, такие как административная поддержка как категория, бухгалтеры как позиция (темпы роста соответственно 37% и 43%), а также использование базового бухгалтерского программного обеспечения как навыка.
Тогда возникает резонный вопрос, почему рутинные задачи и микрозадачи не компьютеризированы, а их онлайн-торговля подпитывает феноменальный рост площадок труда (т.е. с 2008 по 2014 год доходы подрядчиков в Upwork выросли с 0 до 3,2 млрд долларов, а количество выполняющих задания - на 1000%)? Существуют альтернативные решения (чрезмерные затраты на компьютеризацию, особенно для МСБ), колебания спроса на выполнение задач, ограничения на возможность рутинной работы, арбитраж по вопросам экономии затрат на рабочую силу, возможный в результате институциональных изменений, таких как дестабилизация работы и регулятивный арбитраж).
Обсуждение имеющихся эмпирических данных по этим цифровым рынкам труда может пролить свет и на косвенно связанные с ними будущие тенденции в сфере труда; очевидно, что это предварительное наблюдение может подтвердить анализ ОЭСР, согласно которому "рутинные необъективные технические изменения" говорят лишь об одной части истории поляризации занятости, а другой - о дестандартизации работы и полном отсутствии регулирования, делающих цифровые рынки труда прибыльными. Кроме того, степень, в которой на этих рынках выполняются высококвалифицированные нестандартные задачи или, наоборот, рутинные задачи низкой и средней квалификации, также будет способствовать дальнейшему прояснению поляризации рабочих мест; растущая торговля низкоквалифицированными ручными работами через MLM является другой стороной монеты.