Привет!
Все мы, так или иначе, в своей жизни смотрели так называемые "мыльные оперы". Самый их рассвет пришелся на 80 -е и 90-е годы, когда по телевизору крутили "Санта - Барбару", "Дикого ангела", "Кармелиту" и иже с ними.
Когда я была ребенком, я, разумеется, тоже смотрела "Дикого ангела". Но тогда это все воспринималось гораздо проще и вообще не было настолько ущербным. Да, периодически зритель испытывал чувство под названием "испанский стыд", это когда косячит герой, а стыдно тебе. Но, тем не менее, там были и колоритные персонажи, и юмор и ощущение какого - то праздника, что ли...
Но тут случилось страшное. Наши киноделы, видя успех зарубежных сериалов, решили что это - золотое дно для рейтинга и стали клепать однотипные сериалы, рассчитывая на то, что чем больше это "произведение" выдавит слез - тем лучше.
Все по "законам жанра".
Представим типичный российский слезоточивый сериал. Есть главная героиня. Обязательно милая, скромная девчушка, с эмоциональным диапазоном как у зубочистки, которая умеет либо заливисто смеяться (от громадного счастья, разумеется) либо драматично плакать (от великого горя, естественно). А, ну и многозначительно смотреть в одну точку, куда же без этого.
Жизнь, у этой хорошей, со всех сторон, девчушки, прям не сахар: либо у нее была сказочная любовь, которая оставила после себя ребенка, а молодой папаша вероломно ее покинул, либо она сиротинушка и ищет себя в этом грязном, жестоком мире и то и дело получает пинки и кривую усмешку злой судьбинушки. Короче, главная героиня всегда оказывается в трудной жизненной ситуации.
И весь фильм из зрителя старательно давят слезу: вот девчушка с дитем на руках скитается по подвалам, вот над ней все смеются, вот она уже обессиленная и голодная на пороге смерти, в общем, мрак.
А вот и принц!
Но тут, чу, появляется он - рыцарь в картонных доспехах. Обеспеченный мужчина, который, разумеется, влюбляется в эту замарашку, взваливает её к себе на горб, решает все бабины проблемы и они, держась за руки, красиво сваливают в закат, где потом живут долго и счастливо.
И зритель такой: ой, как все хорошо закончилось, славно, славно. И скупую слезу умиления вытирает. Ну а что? Она ж выстрадала! Она ж заслужила свое счастье!
И что же тут такого? Счастливый финал и все счастливы же!
И вот тут - то и кроется самый главный грех наших сериалов. Они все говорят о том, что: а) свое счастье надо выстрадать и б) если ты девушка, не парься, все проблемы за тебя решит мужик.
Меня, если честно, все это безумно злит. Каждый такой сериал, каждая серия вбивает в подкорку женщины (а это основная аудитория "мыльных опер") мысль о том, что "не страдала - не заслужила". Не достойна.
Нет таких сериалов, чтоб главная героиня долго и упорно училась, саморазвивалась, работала и достигла успеха. Где во главу угла ставится упорство и труд, последовательность и регулярность, интеллект в конце концов. Вместо этого культивируются идея о страдании, как о обязательном атрибуте будущего блага и идея о том, что можно быть сколько угодно инфантильной и неприспособленной, но если ты "настрадала" себе мужчину - все будет окей.
Именно поэтому я считаю, что подобные фильмы вообще должны пропасть с больших экранов. Но, к сожалению, этого не будет, потому что это прибыльный бизнес, ведь, чем больше слёз - тем больше денег.