Найти тему

Дракон над правом чахнет

В сфере бизнеса и музыки навязано ложное мнение об организациях по коллективному управлению правами.

Самая печаль начинается, когда юристы не смыслят в авторском праве и дают нереалистичные консультации. Когда они не изучают тему, не погружаются в законодательство и судебную практику, а отвечают лишь по навязанному в обществе мнению.

А мнение это навязали РАО и ВОИС. Оно состоит из двух частей. Первая часть относится к бизнесу: мол, все организации, использующие музыку в своих заведениях, обязаны платить РАО. Это не так. Вторая часть: авторы и даже некоторые крупные лейблы считают, что авторские права принадлежат только РАО, так же они регистрируются, а РАО вообще может действовать без учета их интересов. А если уж есть договор автора с РАО, то тут вообще конец — автор больше не может заключать договор ни с кем. Многие авторы даже не уверены, что могут сами свою музыку исполнять на сцене. И это тоже не так.

В общем, РАО (а еще ВОИС) — этакий дракон, которого все боятся. А ведь дела обстоят совсем иначе, и мы сейчас развеем эти два мифа.

Отдать права с концами

Авторские права принадлежат создателю произведения — он изначально полностью владеет ими и может передавать любым другим лицам.

Это первое, о чем стоит помнить автору — его права на музыку не принадлежат РАО.

И авторские права при этом нигде не регистрируются, вот посмотрите:

«Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».

Мы сказали, что автор может передать права по договору любому другому лицу. Более того, при договоре о неисключительной лицензии он может передать их многим другим лицам и организациям.

А теперь о тонкостях. «Потерять» свои имущественные права автор может только 2-мя способами: заключить договор об отчуждении исключительных прав или заключить договор исключительной лицензии. Один раз заключив такой договор, автор больше не может заключать договоры с другими лицами. Но, даже в этом случае, автор произведения всё еще имеет свои личные права авторства (право на имя, право на неприкосновенность произведения). По условиям таких договоров определяется, может ли автор сам пользоваться музыкой или нет.

Организации по коллективному управлению правами (РАО и ВОИС) управляют правами авторов, когда этот процесс в индивидуальном порядке затруднен. Обращаем внимание на глагол: управляют правами, а не владеют ими. Передача прав на управление таким организациям не влечет переход самих авторских прав к «управляющему. Даже заключая договор с РАО, автор свои права не «теряет» и в собственность РАО они не переходят.

РАО не владеет правами авторов и не может распоряжаться ими на исключительной основе. Такие организации лишь заключают договоры от имени авторов, могут защищать их в суде, например.

Твоя душа принадлежит мне

В договоре авторов и РАО есть пункт, что авторы не имеют право заключать договоры с другими лицами. Но мы уже выяснили, что РАО не может ограничивать права авторов на заключение авторов договоров с другими лицам. Он просто не вправе этого сделать.

Это значит, что пункт в договоре авторов и РАО, будто автор не имеет право заключать договоры с иными лицами, — незаконен и ничтожен. Ничтожный пункт не влечет обязательств для автора.

Ни в одном законодательном акте не указано, что ОКУП — это единственная организация, которая собирает вознаграждение за авторов. Только автор может решать, хочет он вознаграждение получать от ОКУПов, от самостоятельной продажи прав или от всего вместе.

Есть еще мнение, что аккредитованные ОКУП обладают большими полномочиями, и вот они-то могут делать ого-го что. Но аккредитованный ОКУП от неаккредитованного отличается лишь тем, что первый может управлять правами как авторов, заключивших с ОКУПом договор, так и не заключивших. Вот и всё.

Но даже если нет договора, законодательство РФ дает автору возможность отказаться от управления аккредитованным ОКУПом его правами.

Немного поясним: в этом случае у автора не берут согласия на управление его правами, это будто предполагается изначально. Поэтому у автора есть право отказаться от услуг аккредитованного ОКУПа в любое время в письменном виде, и ОКУП обязан исключить права автора из своего управления.

Конечно, такой отказ не обязателен, автор может получать вознаграждение как от ОКУПа, так и от других лиц, с которыми он заключил договоры.

Чуть-чуть о деньгах

Что касается бизнеса и обязательных выплат в РАО, — тут законодательство однозначно. ГК РФ говорит, что, если лицензионный договор с пользователем заключает сам правообладатель, ОКУП может собирать вознаграждение только при условии, что это предусмотрено договором. В противном случае права требовать выплаты с пользователя РАО и ВОИС не имеют.

Что мы в итоге прояснили?

1) Авторские права в РАО не регистрируются, они принадлежат автору, и он вправе ими распоряжаться, как ему хочется.

2) Договор с РАО не означает переход авторских прав от автора к РАО, так как РАО просто не вправе забрать у автора его права.

3) Отказы от управления нужны только если автор не хочет, чтобы ОКУПы управляли его правами. Но даже без такого отказа автор вправе распоряжаться своими правами по своему усмотрению.

4) Пользователи музыки не обязаны делать выплаты в РАО (а РАО не вправе их требовать), если у них есть договор напрямую с правообладателем. Исключение — если договором с правообладателем предусмотрены выплаты в РАО.

Если вы работаете с БУБУКОЙ, то сотрудников РАО и ВОИС можно вообще не бояться.

Доверяйте поиск музыки под свой бизнес только профи и не нарвитесь на штрафы. А если на вас всё-таки подадут в суд, то БУБУКА своих клиентов в обиду не даст.

8-800-700-11-91 — здесь можно получить консультацию.

bubuka.info — здесь много полезной информации.