Найти тему
Лиля Иванова

Налогообложение физических и юридических лиц в РФ.

Налогообложение физических и юридических лиц в РФ.

Основной законодательный документ регулирующий налогообложение - это налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В ст. 1 НК РФ сказано: "Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах." Целью данной статьи является ознакомить и дать общее описание понятия налогообложения, его сущность, основные принципы, способы ведения налогового учета и методы его оплаты.

От знания того, что представляет собой суть налогообложения в Российской Федерации, на каких принципах оно построено и какими законодательными актами регулируется, зависит выбор способов налогообложения, как следствие, величина и правильность уплачиваемых налогов и сборов в бюджет Российской Федерации.

Понятия налог, сбор и страховой взнос.

Вышеуказанные понятия устанавливаются статьей 8 НК РФ:

Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

То есть сбор это целенаправленный платеж, государству за оказание им (государством) определенных услуг налогоплательщику.

Например, целевой сбор за пользование объектами животного мира, водными объектами и т.д., адресность сбора, как правило, содержится в его названии. Сбор может быть безадресным платежом, например торговый сбор, то есть с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.

Страховой взнос – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Функции налогообложения.

Налогообложение используется, как инструмент распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют четыре основные функции налогов:

Фискальная функция – то есть изъятие денежных средств налогоплательщиков в государственный бюджет. Именно посредством фиска реализуется основное назначение налогов выполнять формирование и наполнение государственного бюджета для обеспечения выполнения государственных задач. Данная функция реализуется в главном назначении налогов, а именно в формировании финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе страны и внебюджетных фондах, необходимых для обеспечения оборонных, социальных, природоохранных и других предназначений государства.

Следующая функция является следствием первой.

Регулирующая функция налогов, реализуется после фиска и аккумулирования налогов в бюджете страны. После чего, государство активно участвует в организации хозяйственной жизни страны, реализуя регулирующую функцию посредством:

- стимулирования, то есть направляет средства на развитие социально-экономических процессов; через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

- дестимулирования, то есть не дает развиваться определенным социально-экономических процессам. В основном, через установление повышенных налоговых ставок.

- воспроизводственного назначения, то есть путем назначения целевых, адресных платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги относятся к определенной хозяйственной отрасли, для привлечения средств, которые в дальнейшем направляются на восстановление эксплуатируемых ресурсов.

Социальная функция налогов, выполняется путем перераспределения налоговых поступлений в бюджет между различными категориями граждан: от бедных к богатым, чем обеспечивается гарантия социальной справедливости и стабильности общества.

Кроме того, государство посредством налогов, обеспечивает контрольную функцию, то есть контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан, а также осуществляет контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать необходимый минимум налоговых поступлений в бюджет, который достаточен для исполнения государством своих функций, определенных конституцией.

Принципы налогообложения.

Кратко коснемся основных принципов налогообложения.

Современное налогообложение основано на трех видах основных принципов:

1. Экономические.

2. Юридические.

3. Организационные.

Экономические принципы:

- справедливости

- эффективности

- соразмерности

- учета интересов

- множественности

Юридические принципы:

- нейтральности

- установления налогов законами

- отрицания обратной силы закона

- приоритетности налогового законодательства

- наличия всех элементов в законе

Организационные принципы:

- единства налоговой системы

- подвижности

- стабильности

- налогового федерализма

- гласности

- одновременности обложения

Установление налогов и сборов.

Как сказано выше, налоговое законодательство базируется на принципе единства налоговой системы, стабильности, можно сказать, на принципе обязательности субъектов и объектов налогообложения.

То есть, в законе должны быть корректно и четко определенны обязательные элементы налогов, сборов, госпошлин. Это означает, если точно и конкретно не определены обязательные элементы налогов, то данный налог нельзя считать установленным, налог можно не платить, в крайнем случае – все возникающие юридические коллизии плательщик вправе трактовать в свою пользу.

При установлении налогов в законодательных актах должны быть установлены все элементы налогообложения. Законодательные акты о налогах, сборах, госпошлинах должны быть сформулированы таким образом, чтобы было понятно, какие налоги, сборы, госпошлины, когда, в каком порядке и каком размере необходимо оплачивать.

В статье 17 НК РФ сказано, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Также предусматриваются налоговые льготы и основания для их применения плательщиком.

Для установления сборов, определяются их плательщики и элементы обложения.

Классификация налогов.

Классификация налогов устанавливается в зависимости от их различий и сходства, что помогает их свести к небольшому числу групп и облегчить их практическое использование.

В каждой отдельной группе налогов свои особые условия налогообложения, исчисления налогооблагаемой базы, способы и сроки взимания.

Налоги подразделяются по субъекту налогообложения (налогоплательщику); объекту налогообложения; по способу взимания, уровню бюджета для зачисления денежных средств.

1. По налогоплательщику налоги делятся на налоги взимаемые:

- с физических лиц;

- с юридических лиц;

- как с юридических, так и физических лиц.

2. По объекту налогообложения налоги бывают:

- уплачиваемые с прибыли (доходов): налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций, налог на дивиденды;

- уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг): налог на добавленную стоимость, акцизы;

- налоги с имущества: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц;

- платежи за природные ресурсы: земельный налог, водный налог, налог за добычу полезных ископаемых; лесные подати;

- сборы со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: госпошлина.

3. По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги характеризуются следующим:

- в правоотношения по поводу взимания налогов участвуют два субъекта: бюджет и налогоплательщик

- налоговое бремя несет непосредственно налогоплательщик

- величина налогов определяется в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика

- эти налоги подоходно-поимущественные

Косвенные налоги характеризуются следующим:

- в правоотношения по поводу взимания налогов участвуют три субъекта: бюджет, налогоплательщик и налоговый агент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель нанимающий работников по трудовым договорам)

- налоговое бремя несет налогоплательщик, тогда как налог в бюджет поступает через налоговых агентов (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей)

- величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

- эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)

4. Следующая классификация налогов по уровню бюджета, в который зачисляется налог.

В соответствии со ст. НК РФ налоги можно подразделить на федеральные налоги, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги. Порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах.

Региональные налоги. Устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК Российской Федерации и действуют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги. Устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования.

Виды федеральных налогов и сборов (ст.13 НК РФ):

1. Акцизы (гл. 22 НК РФ)

2. НДФЛ (гл. 23 НК РФ)

3. НДС (гл.21 НК РФ)

4. Налог на прибыль (гл.25 НК РФ)

5. Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ)

6. Водный налог (гл. 25.2 НК РФ)

7. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. (гл.25.4 НК РФ)

8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

9. Государственные пошлины (гл. 25.3 НК РФ)

Виды региональных налогов (ст. 14 НК РФ)

1. Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);

2. Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

3. Транспортный налог (гл. 28 НК РФ).

Виды местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

1. Земельный налог (гл. 31 НК РФ);

2. Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ);

3. Торговый сбор. (гл. 33 НК РФ).

Виды налоговых режимов.

Налогоплательщики, в зависимости от определенных характеристик, могут выбирать по какому режиму налогообложения им вести налоговый учет. Налоговый режим можно поменять с начала следующего налогового периода путем подачи заявления в налоговый орган. Если по результатам деятельности и характеристикам предприятие попадает под специальный налоговый режим, указанный в заявлении, налоговый орган установит этот режим с начала следующего налогового периода. По умолчанию всем предприятиям устанавливается общая система налогообложения.

Системы налогообложения бывают:

1. Общая система налогообложения;

2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3. Упрощенная система налогообложения;

4. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

6. Патентная система налогообложения;

7. Налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента введен в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)).

И страховые взносы (гл. 34 НК РФ).

Способы исчисления и уплаты налогов.

При общем режиме налогообложения исчисляются и уплачиваются следующие федеральные налоги:

1. Налог на добавленную стоимость

2. Акцизы

3. Налог на доходы физических лиц

4. Налог на прибыль организации (уплачивают только юридические лица)

5. Налог на добычу полезных ископаемых

6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

7. Водный налог

Госпошлины уплачиваются при необходимости получить какую-либо услугу от государства.

Сборы, установленные законодательством РФ, уплачиваются и юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Льготы по налогам, сборам, госпошлинам.

Законодательством Российской Федерации, установлен определенный перечень льгот для налогоплательщиков. По сути действия налоговые льготы существенно отличаются друг от друга в зависимости от налога, субъектов и объектов налогообложения.

Льготы по налогам и сборам предполагают частичное или полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов, сборов.

В законодательстве РФ предусмотрен закрытый перечень налоговых льгот:

- изъятие из налогообложения определенных элементов объекта (уменьшение налоговой базы);

- необлагаемый минимум объекта;

- освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков;

- целевые налоговые льготы;

- сниженные налоговые ставки;

- и другие налоговые льготы.

Методы налогообложения.

Существует четыре метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

1. Равным метод налогообложения - это метод, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (в абсолютной сумме или в процентах от налоговой базы).

2. Пропорциональный метод предполагает, что ставка налога одинакова для каждого налогоплательщика и не зависит от размера его доходов, то есть от величины налогооблагаемой базы и при увеличении базы сумма налога становиться больше в пропорциональном размере.

3. Прогрессивное налогообложение подразумевает рост ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы. При таком методе не только увеличивается абсолютная сумма налога, но и возрастает доля изымаемого дохода при его росте, то есть усиливается налоговое бремя.

4. Регрессивный метод налогообложения, в противовес прогрессивному, предполагает снижение ставки налога по мере роста доходов, а также уменьшение налогового бремени. То есть, чем меньше доход, тем больше налоговое бремя для налогоплательщика.

Способы уплаты налога.

Налогоплательщик обязан в срок определенный законодательством РФ сообщать в налоговый орган о возникновении у него обязательств по налогам и сборам, и уплачивать налоги и сборы в бюджеты различных уровней.

Для налогоплательщиков существует несколько способов уплатить налог:

- уплата налога по декларации;

- уплата налога у источника дохода;

- кадастровый способ уплаты налога.

В соответствии с первым способом налогоплательщик представляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление (декларацию) о своих налоговых обязательствах.

Способов составить декларацию (официальное заявление) и предоставить ее в налоговый орган существует несколько, например, направить почтой или принести лично в налоговую инспекцию, коме того в настоящее время есть возможность передать декларацию по средствам телекоммуникационной связи, проще говоря, через интернет. Например, на сайте госуслуг, на сайте налоговой заполнив специальную программу. Нужно учесть, что формы и способы заполнения налоговых деклараций могут измениться, нужно этот момент отслеживать.

Для уплата налога у источника дохода, плательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного налоговым агентом, производящим выплату дохода. Например, федеральный налог - налог на доходы физических лиц. Самый простой пример: получая заработную плату в квитанции указывается размер начисленной заработной платы и удержанный налог.

При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр – реестр, устанавливающий классификацию объектов налогообложения по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также определяющий среднюю доходность объекта налогообложения. При построении кадастра за основу может быть взята какая-либо характеристика объекта налогообложения (при построении земельного кадастра, например, вид земли (пашня, луг, лес и пр.) и ее местонахождение). Например, налог на имущество, налог на землю.

Предусмотрены авансовые платежи по налогам.

Авансовые платежи по налогам устанавливаются с целью приблизить момент уплаты налогов к моменту получения доходов. По окончании отчетного налогового периода, в определенный законодательством срок, производится расчет фактической суммы налогов по итогам хозяйственно-финансовой деятельности налогоплательщика. Далее плательщик направляет эти данные в налоговый орган и уплачивает авансовый платеж по налогу. Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты суммы налога, рассчитанного за налоговый период. Недостающие суммы доплачиваются, а излишне уплаченные возвращаются или засчитываются в счет предстоящих платежей по налогу.

Заключение.

Из рассмотренных в данной статье объектов, субъектов налогообложения, а также принципов формирования налогов, способов исчисления и методов уплаты их в бюджет, можно сказать, что в зависимости от выбранной системы налогообложения для разных видов и типов экономических хозяйств Российской Федерации, можно регулировать налоговое бремя плательщиков налогов и сборов, а также соблюдая правильность исчисления и уплаты налогов и сборов избежать карающей функции налоговых органов.