В музеях хранятся уцелевшие и дошедшие до нашего времени платья различных сословий Руси, и среди них можно увидеть немало нарядов, украшенных жемчугом. Кокошники, кики, венцы, головные повязки… Эти уборы, созданные мастерицами, пережили не одно поколение.
Существовало два вида украшения жемчугом: вышивка по плотному материалу (сплошная или с прорезью) и низание прозрачных сеток и густых обнизей.
Вышивка жемчугом по плотному материалу обычно сочеталась с золотным шитьем.
Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой. Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань (сейчас это обычное металлизированное мулине). Четвёртой разновидностью металлической нити была бить (названная так по способу получения), которая представляла собой очень тонкую и узкую полоску. Из бити путем скручивания этой тонкой полоски в спираль получали витушку, называемую также канителью. Еще использовался трунцал – металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы. Разумеется, из-за дороговизны материала и трудоёмкости изготовления из него разных нитей весьма велика была и цена самих нитей. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате [1].
Прежде всего ткань затягивали в пяльцы, наносили контур всего рисунка на ткань и отдельных частей на плотный картон. На картонах делали прорези по рисунку тех или иных швов. Приготовленные таким образом детали рисунка наклеивали на ткань в пяльцах. Если какие-либо части рисунка должны были быть выпуклыми, округлыми, то делали настил мягкой желтой хлопчатобумажной нитью, иногда накладывали на картон тонкий слой ваты.
Золотую нить продергивать сквозь ткань нельзя — тонкая пластина металла разрывается почти сразу, поэтому ее пришивают очень мелкими стежками по лицевой стороне вышивки. Искусство вышивальщицы состояло в том, чтобы золотая нить ложилась равномерно, плотно и была хорошо натянута на поверхности картонного узора. В прорезях золотые нити также плотно пришивались, и возникал то ромбовидный, то шахматный, то какой-то иной рисунок. Это и были золотошвейные швы. Контуры частей обшивались золотым шнурочком, пружинистой канителью, а иногда, особенно на головных уборах, жемчужной нитью, окаймленной с двух сторон золотым шнуром. Если же убор сплошь зашивали жемчугом, то прежде всего вышивальщица подбирала жемчужины по размеру для разных частей узора — в этом проявлялись ее мастерство и вкус [2].
Источники:
[1] modnoerukodelie.ru
[2] Мерцалова М.Н. Жемчугом изукрашены. // Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, 1988
Продолжение следует
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!
Украшения, вышивки, церковные ризы, отделанные жемчугом, можно увидеть на выставке «Русский жемчуг», которая работает с 17 октября по 27 января в Музее Природы.