Зоя – девушка, которая в советское время в буквальном смысле приросла к иконе и к полу. Событие в те годы «замяли», а в наши дни назвали городской легендой, мифом. А что говорят очевидцы и исследователи?
В новогоднюю ночь с 1955 на 1956 г. в г. Куйбышеве (сейчас Самара) группа молодежи отмечала праздник. Все танцевали, а Зое Карнауховой танцевать было не с кем, ее парень Николай задерживался. И тогда она взяла икону: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» (Также есть рассказы, что подруга пыталась помешать девушке, а та ответила: «Если есть Бог – пусть Он меня покарает».) Глупость юношества, умноженная на советский атеизм.
Во время нелепого танца девушка вдруг встала на месте и больше не сдвинулась. Она впала в странное состояние, которое наука до сих пор не знает, как назвать. Ближе всего к нему – кататонический ступор.
По словам очевидцев, Зоя словно бы вросла в пол. Невозможно было ее сдвинуть и взять у нее икону.
Властям сообщили о событии. Дом был оцеплен милицией, а когда народ стал толпиться рядом, взяли в помощь конную милицию и КГБ. По словам протоиерея Андрея Андреевича Савина, толпы доходили до 1000 человек, включая жителей окрестных сел.
На расспросы толпы охранники не отвечали: им было запрещено. «КП» опубликовала статью со словами очевидицы, которая пыталась расспрашивать милиционера, а тот вместо ответа снял фуражку и показал ей, что поседел.
Врачи дежурили у Зои, пытались делать ей укол – иглы ломались (об этом говорит врач «скорой помощи» Анна Калашникова). При этом ее сердце билось и время от времени она издавала жалобные крики вроде: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Гибнет земля!..»
Дело закончилось довольно необычным образом. Говорят, что в этот дом на Рождество Христово (есть версии, что на Благовещение) пришел старичок. Как он проник через охрану – непонятно. Он подошел к Зое, ласково поговорил с ней: «Устала стоять, милая?», взял у нее икону и пропал.
Также есть рассказы (например, от уполномоченного по делам религий Алексеева и Игоря Соловьева, настоятеля храма Святого Мученика Иоанна Воина), что старичок сказал: «Не расстраивайся, на Пасху все будет хорошо» и/или отслужил водосвятный молебен.
Верующие считают, что старичок, который приходил к Зое, был:
старец архимандрит Серафим Тяпочкин (в 1950-е гг. – отец Димитрий; когда ему спустя несколько лет задавали об этом вопросы, он уклонялся от ответа);
либо сам Никола Святитель.
Все эти 128 (!) дней Зоя не ела. Придя в себя, она рассказала, что к ней прилетали голуби и питали ее.
Куда потом делась девушка, неизвестно. Есть 3 мнения: 1) ее увезли в психиатрическую клинику (причем вместе с досками пола, из которых ее не смогли вырубить); 2) она сразу умерла; 3) ее отвезли в местный монастырь.
Давайте вкратце рассмотрим несколько версий объяснения события.
1. Версия официальная
Это было типичное народное мифотворчество и городская легенда.
Уже через 3 недели после «стояния Зои», чтобы усмирить «религиозные волнения в городе», в газете «Волжская коммуна» напечатали сатирическую статью «Дикий случай».
По городу ходили пикеты комсомольцев, которые для усмирения паники рассказывали жителям, что никакого «стояния» нет.
И по сей день власти открещиваются от этого случая. Так, год назад на сайте «Краеведофф» опубликовали ответ Управления ФСБ России по Самарской области: официальных архивов по этому делу нет.
СМИ пишут, что архивы просто сгорели, а о личности Зои официальные данные отсутствуют (странно для нашего времени, не правда ли?).
2. Версия медицинская
У Зои было обострение психического заболевания. Подобные случаи науке известны: люди застывают без движений и могут лишь издавать крики.
Однако доктор медицинских наук Рудольф Галкин убежден: ни при одном психиатрическом недуге не может быть такой одеревенелости и ухода из мира. Правда, вывод он делает далеко не восторженный: никакого «стояния Зои» не было, девушка не одеревенела, все было кем-то подстроено – народ ждал чуда и ему это чудо сфальсифицировали.
Есть даже рассказы, будто, пока дом не оцепила милиция, хозяйка этого дома брала плату за вход у желающих посмотреть на диковинку.
Результат не преминул быть: в местные храмы потянулись креститься люди, порой даже не хватало крестов для этого. Медики объясняют всё это массовым психозом.
3. Версия религиозная
Свидетели этого дела есть, и далеко не один. Это и простые люди (причем многие из них – невоцерковленные), и священники (например, отец Роман Державин – настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери с. Нероновка Самарской области).
1-ым опубликовал когда-то известные, но потом специально забытые сведения об этом деле Владимир Губанов, который уверен: «Чудо с Зоей стало уроком многим (выделено мною). Ведь относиться к святыне нужно с благоговением. Это урок и безбожникам: ты можешь не верить, но святыню не тронь... чудеса являются, когда они нужны для народа, когда Господь определит».
Протоиерей Михаил Мальцев, главный редактор журнала «Духовный собеседник» уверен: «Стояние Зои – это величайшее чудо XX в.» (выделено мною).
Кстати, в 2012 г. рядом с д. № 84 по ул. Чкалова по обращению епархии установили памятник Николаю Чудотворцу.
К сожалению, до сих пор проводились лишь журналистские, а не научные исследования. Впрочем, может, так и надо: факт такого рода должен остаться не доказанным научно, потому что это сугубо духовная сфера, где надо верить, а не доказывать?