Найти тему
Сергей Зацаринный

Царица Баялунь

"Венгерская вода" вызвала всплеск интереса к личности царицы Баялунь. Она незримо присутствовала во всех моих предыдущих золотоордынских повестях, но, почему-то именно на этот раз всем стало интересно, кто это такая. Правильнее сказать, что во всём этом правда, а что автор приврал.
Читатели мои, в основном народ серьёзный и для них, как и для меня, главный герой во всех этих произведениях сама история.
Собственно все эти книги и пишутся мной с целью рассказать в более-менее непринуждённой форме о реальных исторических событиях. Потому каждый раз, после окончания очередной повести, я грущу, что называется на руинах несбывшегося. Перед огромным количеством исторической информации, которую я так и не смог впихнуть в свой рассказ, чтобы его уже окончательно не занудизировать.
Хотя, оставшегося за кадром, конечно, жалко.
Всё время мечтаю, что, если когда-нибудь мои повести будут всё-таки изданы в бумажном варианте, то их можно будет снабдить большим количеством комментариев и примечаний, которые позволят читателю понять, где кончается хроника и начинает автор.
Теперь про Баялунь. Её ещё называют Боялунь.
Про неё известно, что она была женой отца хана Узбека, погибшего в 1291 году. Этот бесспорно интересный факт сделался достоянием хронистов, когда она вышла замуж за самого Узбека. Который на тот момент уже вовсю выказывал свою приверженность к исламу, что и попытались использовать враги ханши.
Кроме того, известно, что Баялунь была активной участницей заговора, приведшего к власти самого Узбека. На склоне лет она предъявляла ему какие-то счета. Судя по всему успешно.
Смерть царицы, произошедшую в 1323 году отметили русские летописи. Вероятно неспроста. Ведь за тот период, когда она играла при Узбеке роль ночной кукушки, произошло очень много событий. Женитьба московского князя Юрия на сестре Узбека, получение им ярлыка на великое княжение, казнь тверского князя Михаила. Интересно, что сам Юрий вскоре после смерти царицы осмелился вернуться в Орду из Новгорода, где он укрывался от ханского гнева.
Именно на пору Баялуни приходится замужество царевны Тулунбии за египетским султаном.
Лично для меня самым интересным в судьбе таинственной царицы было то, что именно на её время выпадает период, когда столица Золотой Орды оказалась в Мохши, до этих пор ничем не примечательном городке Наручадь в глухих мордовских лесах.
Возможно это было как-то связано с борьбой за власть.
Видимо триумвират тех, кто сыграл ключевую роль в воцарении Узбека в 1313 году, потом распался и, как водится, бывшие подельники уже вцепились в глотки друг друга.
Напомню, кто это был. Шейх эн-Номан, эмир Кутлуг-Тимур и наша героиня.
Неспроста, наверное, эн-Номан унёс ноги на несколько лет аж в Египет, а Кутлуг-Тимур так и просидел до самой кончины в Хорезме. Подальше от ханского двора.
Никаких подробностей из жизни ханши не сохранилось.
Неизвестно, как она попала, видимо совсем юной в жёны второсортного царевича Тогрылчи, где пребывала 22 года после его гибели, кто она по происхождению. Упоминается её брат Байтемир, которому она выхлопотала улус в Хорезме, но, вспоминая, как легко царица решала проблему родства, не стоит верить этому окончательно.
Поэтому при создании образа загадочной и коварной царицы я использовал принцип; "Что история унесла, пусть история и дополнит". Я создавал образ властной женщины, ночной кукушки, которая как рыба в воде чувствовала себя среди всех этих бурных событий и интриг. Мне кажется совершенно естественным, что в длительном противостоянии "традиционалистов" и "исламистов" в Золотой Орде, Баялунь опиралась на первых. А это почти автоматически означало прохристанские симпатии.
Именно на период её "ночного царства" приходится и период размолвки с Египтом, загадочная гибель генуэзского купца Шакрана и многое другое.
Так что с таинственной царицей я пока не прощаюсь.