Родоначальником Чёрной пятницы (за много лет до её появления) считается Фрэнк Вулворт (Franklin Woolworth, 1852 –1919).
Именно он в 1873 году в небольшом городе Ланкастер в Пенсильвании устроил первые распродажи. Он был очень скромным и бедным парнем из глубинки. С помощью отца устроился в небольшую лавку помощником продавца. В те годы продавцы сами определяли цену товара: с помощью наметанного взгляда и хитроумных разговоров они должны были выяснить платежеспособность клиента и только тогда назначать цены. Вулворт очень страдал из-за этой обязанности, и когда его уже хотели уволить, придумал один трюк. Он вывалил на прилавок весь сезонный товар и поставил рядом табличку «Все по пять центов».
Это и была первая распродажа в США. За смену парень сделал 6 дневных выручек магазина, хлопнул дверью и начал собственное предприятие, где везде были фиксированные цены и регулярно проходили распродажи. Так появилась крупнейшая розничная сеть начала ХХ века.
Распродажи после Дня благодарения всегда пользовались популярностью. Просто у них не было названия. Например, в1923 году магазин в Пенсильвании рекламировал свою «Ежегодную распродажу после Дня благодарения» и «радикальные скидки на пальто и платья».
Сам же термин «Черная пятница» появился значительно позже. В 1951 году журнал Factory Management and Maintenance заметил интересную тенденцию: после Дня благодарения многие работники брали отгул по состоянию здоровья, а на самом деле хотели спокойно походить по магазинам в поисках скидок. Толпы покупателей наводняли центр города, полицейские работали в усиленном режиме, и не могли взять выходной. В определенный момент полицейские стали называть этот загруженный день «Черной пятницей».
Вот напимер, Газета New York Times в 1975 году в статье, подчеркивает, что полиции и водителям автобусов в Филадельфии пришлось непросто в «день самого большого шопинга и самых больших заторов на дорогах в году».
В другой заметке агентства Associated Press за 1989 год, где упоминается Черная пятница, автор отмечает, что она из Филадельфии, где день после Дня благодарения называется Черной пятницей «из-за толп людей и возмутительной перегруженности в торговых центрах и на парковках».
Наконец, есть еще одна версия, почему которой этот день называется Черной пятницей. Всё дело в том, что в американском бухгалтерском учете убытки отмечаются красным цветом, а прибыли – черным. Именно в этот день сотни миллионов человек по всему миру сметают с полок даже самый залежалый товар, принося продавцам месячные прибыли. Так в 1996 году еще одна газета из Пенсильвании, Indiana Gazette, написала о Черной пятнице более конкретно, отметив, что это единственный день, когда бухгалтерские книги торговых предприятий точно будут черными от записей.
Так, или иначе, данная традиция грандиозных распродаж приобрела такой успех, что быстро распространилась и в других странах. Сегодня Чёрная пятница – популярный международный тренд. Но именно в Америке этот день ждут с особым нетерпением. Накануне, ещё до полуночи, в торговых центрах и магазинах американских городов негде яблоку упасть – предусмотрительные покупатели занимают очередь заранее, а некоторые даже ночуют у входа в магазины. Ведь первых покупателей ждут серьёзные скидки (от 50 до 80%).