Найти тему
Юрий К

Афганские будни (Часть тридцать шестая).

Ст. лейтенант Ефимкин С.Г. - командир 2 роты, майор Чуваев С.А.
Ст. лейтенант Ефимкин С.Г. - командир 2 роты, майор Чуваев С.А.

На месте задержания трёх бурбухаек". После скоротечного боя...
На месте задержания трёх бурбухаек". После скоротечного боя...

В первых числах февраля 1988 года я возвратился из отпуска. За время моего отсутствия случилось событие, описанное выше, и ещё одно чрезвычайное происшествие…

25 января 1988 года, в сумерках, с заставы миномётной батареи наблюдателями было замечено передвижение колоны афганских автомобилей по автодороге в направлении Ханабада. Зачастую духи пристраивались к машинам с товаром и строительными материалам и пытались проскочить мимо наших застав незамеченными. У офицеров миномётчиков вызвало подозрение то, как быстро двигалась колонна, словно те, кто находился в этих автомобилях боялись встречи с нашими бойцами, поэтому было принято решение миномётным огнём остановить колону автомобилей. Беглым миномётным огнём удалось остановить часть автомобилей. Интенсивность стрельбы была такой, что миномётчики одного из расчётов сами спровоцировали двойное заряжание миномёта, что в свою очередь повлекло взрыв двух мин в стволе…

Последствия взрыва трагичны: два человека (старший сержант Шахваладов Шамистан Искендер-оглы и рядовой Сафаров Расим Мовсум-оглы) погибли на месте, один солдат, Александр Копосов был ранен разорвавшимися осколками и отправлен на лечение в Союз…

Первыми к месту остановки автомобилей прибыла тревожная группа миномётчиков на автомобиле Урал, который находился на заставе миномётной батареи. Чуть позже, по пути следования, командир батальона соединился с тревожной группой второй роты, которую возглавил старший лейтенант Ефимкин С.Г.

Место Сергею было хорошо знакомо. Полгода назад, здесь была устроена и реализована успешная засада… От мокрого снега дорога раскисла, что затрудняло передвижение грузового автомобиля и бронетранспортёров, было решено обратиться к соседям артиллеристам, которые направили боевой расчёт на МТЛБ.

Три автомобиля: две доверху гружёные «барбухайки» и один ГАЗ-69 предстали перед глазами наших бойцов. Комбат доложил в ЦБУ (Центр Боевого Управления) 201 МСД о задержании автомобилей.

Во время осмотра «барбухаек» бойцы обнаружили в одном из автомобилей хорошо замаскированный тайник, в котором находились импортные (английские) медикаменты в больших количествах, наркотики, оружие и боеприпасы. В двух других были продукты и одежда. Никого из сопровождавших груз автомобилей не обнаружено. Снегом засыпало следы отхода, по которым можно было попытаться найти афганцев…

Ещё засветло комбат отдал приказ всем военнослужащим возвратиться к местам постоянной дислокации. Сам же комбат заехал к миномётчикам на заставу и доложил комдиву о текущей обстановке и принятом решении. После разговора с комдивом на повышенных тонах, майор Чуваев на своём командирском БэТээРе и тревожная группа миномётчиков на Урале вновь выехала к злополучному перекрёстку.

Метров за сто до оставленных автомобилей, три гранатометных выстрела с небольшим промежутком времени прогремели неожиданно… К счастью все три выстрела пролетели мимо «целей». Автоматной очередью было разбило лобовое стекло Урала, пули попали между водителем и офицером, сидевшим справа. Чудом никто не пострадал.

Одна из пуль попала в открытый люк новенького БТР-60 ПБ, полученного накануне, за которым сидел комбат, а оболочка от пули срикошетила командиру батальона в лицо. Окровавленный комбат укрылся внутри бронетранспортёра. Ответным огнём трое «ду´хов» были уничтожены на месте, в том числе и гранатомётчик. Скоротечный бой закончился так же неожиданно, как и начался. На подмогу, примерно через час прибыла группа из четырёх БТР-70 второй роты с Сергеем Ефимкиным и Габилем Мамедовым.

В темноте очень сложно было разобраться в обстановке. Одно ясно, группа во главе с комбатом попала в засаду. Действовать надо было осторожно и осмотрительно.

При приближении к месту засады, Сергей увидел сидящего рядом с бронетранспортёром раненого майора Чуваева. Пройдя несколько метров, он наткнулся на убитого гранатомётчика. Четвёртая граната была вставлена в ствол китайского гранатомёта РПГ-7, а его ладонь замерла на спусковом крючке… У Сергея возник вопрос – почему ни одна граната не попала в «цель». Он внимательно посмотрел на планку прицела, и ему стала понятна причина трёх промахов. Прицельная марка была выставлена на большую дальность, поэтому гранаты улетели выше «целей»…

Собрав трофеи: гранатомёт и три автомата АК-47, по пути следования к своему бронетранспортёру, старший лейтенант Ефимкин чуть не пострадал от непроизвольной очереди одного из военнослужащих нашего батальона, который шёл сзади офицера...