Низкие температуры, громкий шум, тошнотворная турбулентность и постоянная опасность - всё это было частью роскоши, которую могли себе позволить только очень состоятельные люди. Нет, речь не о гламурном кемпинге, я говорю о полётах. Сегодня сесть в самолет и отправиться куда-нибудь практически так же просто, как сесть в поезд или такси, но ещё век назад всё было намного сложнее. Если взглянуть на фотографии авиапассажиров 30-х годов, можно увидеть что люди редко сидят без курток или пальто. Это не было данью моде, просто в самолете было очень холодно, поскольку в те времена отапливаемые салоны были редкостью.
Помните пакеты для рвоты, которые до сих пор присутствуют в большинстве самолетов, даже несмотря на то, что сейчас они редко кому нужны. Они остались со времён, когда справиться с тошнотой во время полёта было настоящим испытанием. Полёт на большой высоте, как и восхождение на гору, может спровоцировать несколько проблем со здоровьем: низкое давление затрудняет усвоение кислорода организмом. Путешественники испытывали тошноту и им было трудно дышать. Сегодня салоны всех самолетов находятся под давлением. Другими словами, они заполнены сжатым воздухом, обеспечивающим более комфортную атмосферу, похожую на ту, которая находится на высоте 2400 метров. Первый коммерческий самолет с системой герметизации появился в 1938 году. Неудивительно, что до этого большинство пассажиров вынуждены были пользоваться бумажными пакетами или специальными ёмкостями, расположенными под сидениями.
Ещё одним следствием отсутствия нормального давления на борту была турбулентность. Без герметизации пилоты не могли взлетать выше 4,5 тысяч метров. Полёты даже на такой высоте были тем ещё испытанием. Самолётам приходилось лететь сквозь ветер и дождь, а не парить над облаками, как это происходит сейчас. Иногда они резко пикировали вниз на сотни метров за считанные секунды. Такое шаткое и нервное путешествие было ещё и довольно шумным. В 1930-х годах во многих самолетах была слабая звукоизоляция, или её не было вовсе. Поэтому людям на борту приходилось справляться с шумом ветра и рёвом двигателей. Например, рёв знаменитого "жестяного гуся" во время взлёта достигал 120 децибел. Чтобы вы понимали, это больше, чем на рок-концерте. Весь этот шум негативно сказывался на слухе пассажиров. Но это не значит, что беднягам приходилось просто молча терпеть. Бортпроводники, тогда их называли стюардессами, раздавали небольшие ватные шарики, чтобы ослабить поистине оглушающие звуки. Все объявления передавались по громкоговорителям, потому что обычный голос просто терялся в невероятном шуме.
Самолеты прошлого были далеко не такими шустрыми, как современные. В 30-е годы полёт из Нью-Йорка в Лос-Анджелес занимал около двадцати пяти часов, та же поездка сегодня, занимает всего шесть часов. И это был не безостановочный полёт. Чтобы добраться из пункта А в пункт Б, пилотам приходилось делать больше десятка остановок и пару раз заправляться. Чтобы добраться до места назначения, пассажирам приходилось менять и самолеты, и авиалинии. Чем самолеты выгодно отличались от других транспортных средств, так это дальними рейсами. Чтобы пересечь океан и перебраться на другой континент, вам нужно было совершить множество остановок, а сама дорога занимала около полутора недель. Но это было ничто, по сравнению с месячной одиссеей на корабле. С другой стороны, длинные перелеты с кучей остановок давали путешественникам возможность побывать в красивых странах и посмотреть мира. Но только при одном условии, если они могли себе это позволить.
В тридцатые годы полёты были относительно новой технологией и коммерческое обслуживание только набирало обороты. Вы могли этого не знать, но первые авиалинии, включая ПНМ, были предназначены для перевозки не людей, а почты, которая составляла большую часть прибыли. Сегодня это может показаться странным, но в те времена всё было логично. Если первым самолетам приходилось выбирать, что будет на борту, куча писем или один-два пассажира, выбор был очевиден. Особенно, если учесть, что открытки и посылки не нужно было обслуживать, в отличие от людей. Но, когда компании наконец-то начали перевозить людей, услуга оказалась невероятно дорогой. Только представьте, в 1938 году вам нужно было заплатить 15 500 рублей за недельную ухабистую поездку из лондона Брисбен (Австралия). В переводе на сегодняшние деньги выходит около миллиона рублей. Внутренние рейсы были ненамного дешевле, перелёт от одного берега США к другому стоил почти 255 500 рублей. Вы могли добавить одну или две таких сумм сверху и купить новенький автомобиль.
Кроме того, в те времена у самолетов было множество недостатков. И всё же 20, и особенно 30-е годы, не просто так прозвали "золотым веком авиации", это был век, когда широкий круг людей на собственном опыте узнал, что такое полёт. Естественно, пришлось заплатить за это целое состояние, но зато взамен они получили довольно экстравагантный опыт. Поскольку первыми клиентами авиалинии в большинстве были богатые люди, включая звёзд кино и политиков, какое-то время технически существовала только одна категория пассажиров, которую мы сейчас называем 1 класс. У них были большие и удобные кресла, они могли любоваться видом из окон, которые были гораздо больше похожи на окна поездов, чем на современные крошечные иллюминаторы. Сам салон был достаточно просторным, да и места для ног было больше, чем сейчас. Если вам кажется, что роскошнее не придумать, представьте, каково летать на лодке. Эти огромные махины могли передвигаться по воздуху, как самолеты, но при этом приземлялись на воду. Это было особенно полезно для дальних трансатлантических рейсов. Самым ярким примером гидросамолета 30-х годов был Боинг 314 компании PAN American. По сути, это был летающий пятизвездочный отель, с вместительными отсеками, столовыми и зонами отдыха. Путешественники обедали за настоящими столами, а еду подавали на тончайшем фарфоре. Сложно представить, но там были отдельные уборные для мужчин и женщины, и даже двухъярусные кровати.
Скорее всего, эту эпоху окрестили "золотым веком полётов", не только из-за невероятного сервиса, но также из-за различных усовершенствований, произошедших в авиации за этот период. До этого большинство самолетов делали из ткани и дерева, в 30-х годах материалы заменили металлом, что сделало воздушные суда более крепкими и менее восприимчивыми к погоде. А ещё они стали быстрее, если в 20-х годах средняя крейсерская скорость составляла около 160 километров в час, десятилетия спустя она увеличилась до 320 километров в час. В то время другими были не только полёты, но и предполётные процедуры. Тогда было не так много мер безопасности, но у аэропорта хватало других причин. Например, некоторые требовали, чтобы вместе с багажом, пассажиры и сами взвешивались перед другими путешественниками. Более того, при относительно небольшом количестве людей, не нужно было прибывать в аэропорт за пару часов до вылета. Регистрация проходила быстро, работники аэропортов просто смотрели ваши документы и билеты, и через 10 минут вы уже поднимались на борт.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии.