Тому грабежу, который Юлиан Талько-Гринцевич устроил в Ильмовой пади, нет ни обьяснения, ни оправдания. Памятуя об этом, археологи, когда начинали раскопки другого "обследованного" Талько-Гринцевичем памятника - некрополя хунну в районе бурятского села Дырестуй, представляли себе мрачную картину. Поначалу их худшие предположения подтверждались: могилы были раскопаны дочиста, но под конец раскопок археологов ждал большой сюрприз, о котором речь пойдет дальше
Некрополь хунну.
Вообще-то Дырестуйский Култук - это не один некрополь, а целых три, принадлежащих трем разным народам - хунну, плиточникам и монголам. Самым хорошо изученным из всех троих является некрополь хунну, по имени которого и назван памятник. Он расположен на левом берегу реки Джида, в крутой излучине, в 10 км юго-западнее села Дырестуй, на пологом склоне, обращенном к северо-востоку. На поверхности курганы были отмечены каменными кладками, рядом с которыми часто располагались захоронения без намогильных сооружений,которые образовывали с курганом единый погребальный комплекс. Покойники располагались в могилах в деревянных гробах или срубах, перекрытых сверху поперечными и продольными досками и лежали на спине с вытянутыми конечностями, головой на север.
Хотя Талько-Гринцевич и его последователи как следует почистили хуннские захоронения, археологам тут досталось немало ценного. Так, именно здесь ими были найдены золотые и бронзовые пластины с изображением борьбы животных (сюжет, перешедший из скифской мифологии и символизирующий победу жизни над смертью), многочисленные изделия из резного камня, свидетельствующие о высоком уровне ювелирного мастерства и горнодобывающей промышленности хунну, а также бронзовые раковины каури, служившие в империи хунну деньгами.
Голы-Очи - памятник бронзового века.
Прямо за Дырестуйским Култуком находится ещё один археологический памятник - некрополь бронзового века Голы-Очи, которому повезло много меньше. Открытый в 1952 году Александром Окладниковым могильник состоял из 8 плиточных могил и 2 херексуров, но, увы - к моменту археологических раскопок плиточные могилы были начисто ограбленны, а херескуры, хоть и были безинвентарными, вскрывались не раз. Так как никаких сведений о том, что в Дырестуе когда-то побывали бугровщики, не сохранилось, можно предположить, что захоронения в Голы-Очи были ограблены еще в древности, во время противостояния херескуров и плиточников.
Баян-Ундэр.
Все предыдущие находки меркнут по своим масштабам с тем, что было найдено выше, в урочище Баян-Ундэр (в переводе с бурятского - "счастливое место"). Раскопки там начались как обычно, с обнаружения могильника Бронзового и Железного веков, который, несмотря на приличную разграбленность, дал очень ценные сведения о жизни кочевых народов Забайкалья. Но настоящим подарком судьбы для археологов стала находка городища Баян-Ундэр, основанного как укреплённый загон для скота представителями культуры плиточных могил, а затем превращеного хунну в хорошо укреплённый крупный город, который от них перешёл "по наследству" сначала тюркам, а затем монголам.
Городище Баян-Ундэр представляет собой ровную площадку в форме четырехугольника, огороженную двумя линиями земляных валов высотой около 1,5 метров. Внутренний вал ограничивает площадку 70x70 метров, внешний вал окружает территорию 200x180 метров. В северо-западном углу обнаружены остатки здания, в южной части вала имеется разрыв. На гребнях обеих линий валов прослеживаются задернованные камни. Раскопки городища Баян-Ундэр только начались и кто знает, какие ещё сюрпризы таит в себе земля скромного бурятского села Дырестуй.