Дидактизм - это термин, который относится к определенной философии в искусстве и литературе, которая подчеркивает идею о том, что различные формы искусства и литературы должны передавать информацию и инструкции, а также удовольствие и развлечение.
Слово дидактика часто используется для тех литературных текстов, которые перегружены информативным или реалистичным содержанием и отмечены отсутствием изящных и приятных деталей.
Таким образом, дидактика становится уничижительным термином, относящимся к формам литературы, которые кажутся скучными и эрудированными.
Тем не менее, некоторые литературные тексты являются не только дидактическими, но и развлекательными.
Дидактизм в нравственных пьесах
Моральные пьесы средневековой Европы были, пожалуй, лучшими образцами дидактической литературы.
Эти пьесы были типа театрального представления, которые сделали использование аллегорических символов, чтобы научить аудиторию на моральный урок.
Самыми распространенными темами, которые были представлены в пьесах о нравственности, были так называемые «семь смертных грехов»: гордость, похоть, жадность, зависть, гнев, лень и обжорство.
Другая тема, которую использовали такие пьесы, заключалась в том, что покаяние и искупление были возможны для человека, даже когда этот человек намеренно поддался искушению.
Исторически пьесы о нравственности были переходным этапом, который лежал между христианскими мистическими пьесами и светскими пьесами театра Возрождения.
Примеры дидактизма в литературе
Пример № 1: Прогресс Пилигрима (Джон Буньян)
«Паломнический прогресс» Джона Буньяна - один из лучших примеров дидактизма в форме духовной аллегории.
Стихотворение описывает религиозное и духовное путешествие человека на пути к освобождению.
В стихотворении описывается обычный грешник, «христианин», который покидает Город Разрушения и отправляется в Небесный Город, где обитает Бог, для спасения.
По пути он находит компаньона «Верный», который помогает ему по пути в Город.
Во многих случаях многие персонажи - «Лицемерие», «Аполлион», «Мирский мудрец» и «Упрямый и гибкий» - пытаются отговорить или помешать ему достичь своей цели.
Наконец, он достигает Небесного Города, который несет в себе Надежда.
Моральный или дидактический урок, который намеревается преподать это аллегорическое стихотворение, состоит в том, что дорога в небеса нелегка и полна препятствий.
Кроме того, христианин должен быть готов заплатить любую цену, чтобы достичь своего спасения. Кроме того, человек полон греха, но это не мешает ему достичь славы.
Пример № 2: Эссе о человеке (Александр Папа)
Очерк Александра Папы о человеке - это моральный трактат.
Это сатирический стих, который намеревается наставлять людей косвенным путем, высмеивая пороки общества.
«Познай себя тогда, не позволяй Богу сканировать
. Правильное изучение Человечества - это Человек.
Расположенный на этом перешейке среднего состояния,
будучи мрачно мудрым и грубо великим:
слишком много знаний для скептической стороны,
слишком много слабости для гордости стоиков,
он висит между ними; в сомнении действовать или отдыхать;
В сомнении считать себя Богом или Зверем;
В сомнениях его разум или тело предпочитают;
Рожден, но чтобы умереть, и вновь, но чтобы ошибаться;
Как и в невежестве, его причина такова: «
Думает ли он слишком мало или слишком много»;
Приведенный выше отрывок взят из первого абзаца стиха второй книги стихотворения.
Это ясно суммирует гуманистические и религиозные принципы поэмы.
Пример № 3: Скотный двор (Джордж Оруэлл)
Скотный двор Джорджа Оруэлла - это аллегория или морально-дидактическая сказка, в которой животные на ферме описывают свержение последнего русского царя Николая-II и разоблачают зло коммунистической революции в России перед Второй мировой войной.
Очевидно, что действия различных животных на ферме используются для разоблачения жадности и коррупции революции.
Он также содержит описание того, как влиятельные люди могут изменить идеологию общества. Одно из основных правил на ферме:
«Все животные равны, но некоторые ровнее других».
Животные на ферме представляют разные слои тогдашнего российского общества, оккупировавшего Россию после революции.
Например, «свиньи» представляют тех, кто стал властью после революции; "Мистер. Джонс, владелец фермы, представляет свергнутого царя Николая II; и «Боксер», лошадь, представляет класс рабочего.
Дидактизм в романе позволяет Оруэллу изложить свою позицию в отношении русской революции, чтобы раскрыть ее зло.
Функция дидактизма
Дидактизм в литературе направлен на то, чтобы предложить читателям нечто большее, чем просто удовольствие и развлечение.
Некоторые критики могут утверждать, что дидактизм может превратить литературу в инструмент для скучных инструкций, тем не менее он определенно дает читателям шанс улучшить свое поведение и понять зло, которое может сбить его с пути.