Найти тему

Торжество сил, разрушающих человеческий и народный мир, продолжается

часть 2

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/68/Russia-Moscow-Georgy_Zhukov_Monument.jpg/1024px-Russia-Moscow-Georgy_Zhukov_Monument.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/68/Russia-Moscow-Georgy_Zhukov_Monument.jpg/1024px-Russia-Moscow-Georgy_Zhukov_Monument.jpg

А между тем, открытие памятника всегда было у нас чем-то большим, чем просто торжеством.

Словно снисходило на людей некое просветление, словно разверзались врата самой вечности, и все сущее становилось простым и понятным до предела.

Такие минуты бывают только однажды.

Они памятны, но быстротечны и неповторимы. Кажется, что только ради них люди и собирались.

Таким загадочным событием было чествование А.С.Пушкина, национального гения, при открытии ему памятника 6 июня 1880 года в Москве.

Загадочным и по своему смыслу, и по самой возможности, и по последствиям, которые оно оставило в общественном сознании.

«Менее чем за год до взрыва, оборвавшего бурное царствование Александра I, совершается событие, бросающее какой-то фантастический свет не только на его непосредственных участников, но и «Высвечивающее» отдаленные глубины русской жизни...

Пушкинский праздник 1880 года исключителен не только по своему осуществлению, но главным образом, по-своему «неожиданному» историческому смыслу.

Он вызвал безумное ликование и породил не менее безумные надежды. Он заставил пристальнее вглядеться в прошедшее и будущее.

Он, наконец, явил некий урок»,

- справедливо писал Игорь Волгин («Вопросы литературы». No6, 1980 г.)

Дело было, как понятно, не только и не столько собственно в памятнике.

Восторг, ликование и слезы любви друг к другу.

Казалось, что единение людей все-таки возможно, что для этого лишь надо явить неоспоримую истину, чтобы отчужденные друг от друга люди уже забывшие и причину отчуждения, вдруг почувствовали себя братьями.

И такая истина, такое слово бы произнесено в знаменитой Пушкинской речи Ф.М. Достоевского: «Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего...»

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/02/15/45/sergiev-posad-3368815_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/02/15/45/sergiev-posad-3368815_960_720.jpg

Правда, пройдет несколько дней и, увидев эти же слова на бумаге опубликованными, уже остывшими от всеобщего возбуждения, с удивлением спросят самих себя: а почему собственно ликовали?

Нет, открытие памятника у нас бывает значительнее самого памятника...

Как там обернется дело с вечностью еще неизвестно, а праздник вот он сегодня...

Ведь действительно, пройдет не так уж много времени, как покусятся и на эту неоспоримую святыню.

И не сатрапы, не диктаторы, а «Поэты».

Отыщут в себе такой изъян, принимаемый за достоинство, чтобы, не убоясь презрения, попытаться сбросить его с «корабля современности» ... Эта святыня устоит.

Не устоят многие другие.

Говорят, что, мол, таков наш национальный менталитет, что это он побуждает нас к катастрофическим перерывам истории.

На самом же деле это становится результатом именно отступления от своего менталитета, от своей, Богом данной особенности.

А вот почему такие отступления становятся возможными, почему торжествует позитивизм и утилитаризм, разрушающие культуру и подлежит осмыслению и вразумлению.

Как ни пугают нас лукавые и корыстные люди нашей собственной природой, усматривая по какой-то странной логике в ней опасность, все наши беды становятся результатом именно отступления от самих себя, но никак не результатом следования своей природе.

Может быть, наше лица не общее выражение представляет определенную опасность для кого-то, но уж никак не для нас самих.

Иначе получается и вовсе какой-то алогичный выверт.

Но это очевидное положение и до сих пор общественного сознания остается сокрытым.

Я-то и намеревался всего лишь рассказать о памятнике Екатерине Великой на юге России, в Екатеринодаре (Краснодаре), - об истории его создания и разрушения, о безуспешных попытках воссоздать его это удивительная по своей трагичности история, по печальной участи тех народных и государственнических идей, которые он выражал и воплощал.

За странной историей этого памятника угадывается вся наша народная и государственная судьба.

А потому не только о памятнике мой рассказ.

Да ведь в русской литературе есть такая традиция, когда в повести о памятнике высказываются основы человеческой и народной судьбы.

«Медный всадник» А.С.Пушкина - поэтическая повесть не столько о памятнике, сколько о причинах трагизма жизни вообще и ее неустранимой сложности.

Безуспешные же попытки восстановления памятника Екатерине II свидетельствуют о том, что торжество сил, разрушающих человеческий и народный мир, продолжается.

Естественно, под самыми «гуманными» и самыми «прогрессивными» мотивациями, конечно же, под знаком «Восстановления справедливости».

Можно сказать, что пока не восстановлен памятник Екатерине II на юге России - это зримое воплощение государственной политики - действительного поворота к возрождению декларируемой государственности не происходит.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9666/22187276.df/0_cb08a_b7892d6d_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/9666/22187276.df/0_cb08a_b7892d6d_XL.jpg