Ил-2 — советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук.
Считается что Ил-2 настоящая легенда, которую называли по-разному: конструкторы, разработанный ими самолёт — «летающим танком», пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом», а солдаты вермахта — «чумой».
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.
Штурмовик работал на высотах в несколько сотен метров над землей, становясь не самой сложной мишенью для наземных зенитных средств и объектом охоты со стороны немецких истребителей. Первые варианты Ил-2 строились одноместными, без бортстрелка, что приводило к довольно высоким боевым потерям среди самолетов этого типа. И все же Ил-2 сыграл свою роль в победе советской армии став мощным средством поддержки сухопутных войск в борьбе с бронетехникой противника.
Серийное производство первого удачного советского штурмовика (до этого были ТШ-Б 1930 г., ТШ-1 1931 г. и ТШ-3 1933 г.) началось в феврале 1941 года на заводе № 18 в Воронеже, а его разработчиком стал — Сергей Владимирович Ильюшин.
Зарождение
Сергей Владимирович понимал, что в советских ВВС отсутствует современный штурмовик и это вызвало у него беспокойство. Взглянув на события в Испании и Китае в 1936 – 1938 гг, Ильюшин убеждается в уязвимости низко летающих, пусть и скоростных самолетов от огня с земли, особенно малокалиберных зенитных средств. Это подталкивает его к проведению по своей инициативе проектных исследований параметров и компоновки бронированного самолета-штурмовика.
«Не сразу я приступил к проектированию штурмовика, готовился примерно три года, – вспоминал впоследствии об этом периоде своей деятельности Сергей Владимирович Ильюшин. – До деталей проанализировал уже созданные машины. Пришел к убеждению: главное – наилучше сочетать вес, броню, оружие и скорость».
Конструктор отдавал себе отчет, что задача, которую он перед собой поставил, исключительно трудная. Но она, по мнению Ильюшина, уже могла быть решена на основе таких достижений советской науки и техники, как мощного авиадвигателя жидкостного охлаждения (конструкции А.А. Микулина), скорострельных авиационных пушек (Б.Г. Шпитального), авиационных реактивных снарядов (РНИИ), штампуемой гетерогенной, с высокой твердостью наружного слоя авиационной брони (С.Т. Кишкина, Н.М. Склярова), прозрачной авиационной брони (Б.В. Ерофеева, М.М. Гудимова).
Проведя исследования и обдумав все хорошенько Ильюшин обращается в Правительство с предложением создать двухместный (экипаж из летчика и стрелка) бронированный штурмовик, который бы по боевой эффективности значительно превосходил бы самолеты, создаваемые по программе «Иванов».
«При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) штурмовая авиация будет нести очень крупные потери. Наши типы штурмовиков, как строящиеся в серии “Валти”, ХАИ-5 (констр. Неман), так и опытные – «Иванов» (констр. Сухой), «Иванов» (констр. Неман) имеют большую уязвимость, так как ни одна жизненная часть этих самолетов: экипаж, мотор, маслосистема и бензосистема – не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные возможности нашей штурмовой авиации. Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика или иначе говоря – летающего танка, у которого все жизненные части забронированы.
Сознавая необходимость в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над решением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика. Для создания этого выдающегося самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны, прошу освободить меня от должности начальника главка, поручить мне выпустить самолет на государственные испытания в ноябре 1938 г.»
Испытание и выпуск
Построенный С.В. Ильюшиным штурмовик, получивший название ЦКБ-55 и представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимися в обтекатели на крыле колесами основных опор шасси. Самолет имел один двигатель АМ-35 взлетной мощностью 1350 л.с., разработанный под руководством А.А. Микулина. Особенностью машины стал обтекаемый бронекорпус из высокопрочной броневой стали АБ-1. Эта броня имела хорошую ударную вязкость, но, самое главное, она позволяла изготавливать путем штамповки броневые детали, имеющие сложную поверхность двойной кривизны. Бронекорпус самолета ЦКБ-55 заключал в себе жизненно важные части самолета, практически полностью включался в силовую схему планера. Впервые в Советском Союзе использовалась прозрачная броня для изготовления лобовых стекл фонаря кабины летчика.
2 октября 1939 г. состоялся первый полет первого опытного экземпляра ЦКБ-55 под управлением летчика-испытателя В.К. Коккинаки, а 30 декабря в небо поднялся второй опытный экземпляр, получивший войсковое обозначение БШ-2. Заводские испытания продолжались до марта 1940 г. В их ходе отрабатывалась работа двигателя, системы охлаждения воды и масла. В целом, самолет военным понравился, было решено выпустить самолет в серию, устранив отмеченные замечания: недостаточную скорость у земли, плохой обзор летчика вперед, малую продольную устойчивость и др. По просьбе С.В. Ильюшина конструктор А.А. Микулин модернизировал мотор, создав АМ-38 без высотного нагнетателя, зато его мощность у земли возросла с 1350 л.с. до 1600 л.с.
Эталоном для серии должен был стать второй экземпляр ЦКБ-55 с приподнятой для улучшения обзора кабиной летчика (самолет получил характерный «горбатый» вид), двумя пушками ШВАК, которые заменили два ШКАС, увеличенным запасом топлива. Военные отмечали заметно улучшенную, по сравнению с БШ-2, управляемость нового штурмовика. Таким образом, в Советском Союзе впервые был построен и внедрен в серию бронированный самолет-штурмовик, полностью удовлетворяющий предъявленным требованиям, который мог оказать эффективную поддержку наземным войскам на поле боя, способный поражать бомбами, пулеметно-пушечным огнем и реактивными снарядами разнообразные цели, в том числе и легко бронированные.
Доработанный штурмовик ЦКБ-57 с экипажем из одного человека вместо двух, увеличенной толщиной брони, новым двигателем АМ-38, с 400 кг бомб на внутренней подвеске и с наступательным вооружением из четырех ШКАС взлетел 12 октября 1940 г. Машина показала высокие максимальные скорости: 423 км/ч у земли и 437 км/ч на границе высотности 2400 м. Так же было отмечено что по своим летным свойствам штурмовик исключительно прост и не имеет каких-либо неприятных особенностей. С.В. Ильюшин полагал, что ЦКБ-57 целесообразно как можно скорее запустить в серию.
Первый серийный самолет, названный в конце 1940 г. в честь его создателя Ил-2, был выпущен 18 в марте 1941 г.,а уже через несколько месяцев успешно прошел испытания штурмовик, был вооружен не 20-мм, а более мощными 23-мм пушками ВЯ, конструкции А.А. Волкова и С.Я. Ярцева. К началу Великой Отечественной войны завод построил 249 штурмовиков Ил-2 с обоими вариантами вооружения в одноместном варианте.
Первые варианты самолёта были одноместными по указанию военного руководства страны, что привело к большим потерям этих самолётов в первый год Великой Отечественной войны.
Несмотря на хорошую маневренность и достаточную бронезащиту одноместные Ил-2 были хорошей мишенью для истребителей противника. Истребитель подлетал к штурмовику сбоку, или сзади и в упор расстреливал кабину летчика из пушек и пулеметов.
Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших в задней полусфере оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД» толщиной 12 мм, входившей в схему бронекорпуса, и дополнительно к ней ещё и добавленным 6-мм листом брони для бортстрелка.
В 1942 году появилась в чертежах модификация бронекорпуса, закрывающая бортстрелка. Однако существовал жёсткий указ не снижать темпы производства штурмовиков, к чему, безусловно, привело бы внедрение в серию новой модификации. В итоге бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.