Имя немецкого врача Кристофа Вильгельма Гуфеланда (1765 -1836) сейчас известно, по большей части, лишь историкам медицины. В свое же время он был знаменитым и известным всей Европе терапевтом. Ценили его и в России. На склоне лет Гуфеланд обобщил результаты своей деятельности в обширном труде «Руководство к практической медицине». Его введением являются «Обязанности врача» – плод размышлений человека и врача о смысле и цели профессии, месте врача в обществе, его обязанностях по отношению к себе и другим. «Это книга есть последняя дань, которую я приношу свету, готовясь к переселению от земной жизни. Сердечно желаю, чтобы она достигла цели своей и принесла молодым врачам пользу». Так говорил Гуфеланд.
Прислушаемся же и мы к его голосу.
К.В. Гуфеланд. "Обязанности врача". Фрагменты.
Врожденное человеку побуждение к вспомоществованию в страданиях себе подобного было и должно быть первым источником врачебного искусства, если только цель его чиста, благородна и для человечества благодетельна. Жить для других, не для себя, вот истинное назначение врача.
Направляй все твои дела так, чтобы ты мог достигнуть высшей цели твоего звания – сохранения жизни, восстановления здоровья и облегчения страданий другого.
Я сожалею о тех врачах, которые ценят своих больных по их состоянию или званию: они не понимают истинной награды своей.
Главный характер обхождения врача должны составлять: внушение доверенности; легкость нрава, вселяющая уважение; приличие без притворства, веселость без насмешливости, угождение; снисходительность в неважных вещах, но твердость и настойчивость в назначении существенных условий лечения, сострадательность, уважение к религии. Врач не должен быть ни слишком молчалив, ни слишком говорлив, не паясничать, не педантствовать, но во всем наблюдать умеренность, и особенно избегать горячности и вспыльчивости: только один спокойный ум правильно обдумывает обстоятельства и внушает к себе доверие.
Быть и видеть, не значит лечить. Истинное посещение должно быть спокойно, с полным размышлением, довольно продолжительно.
Не одно лечение, но также в неизлечимых болезнях поддержание жизни и облегчение страдания составляют обязанность и большую заслугу врача. Те врачи достойны большого порицания, которые потеряв надежду на излечение, пренебрегают, или оставляют своих больных.
Возвестить смерть, значит убить человека; а это совсем не должность врача, который призывается для сохранения жизни.
[Классификация больных, которым трудно помочь].
Боязливый, легкомысленный, сговорчивый, упрямый, скрытный, безнравственный, болтун, мечтатель, полуврач. Тягостнее всех двое последних: они не сказывают, что чувствуют, не довольствуются добрым советом, но хотят сами все знать, действовать, и позволяют себе своевольные изменения в употреблении лекарств.
В случае возможности, должно предпочитать дешевые средства дорогим, отечественные иностранным. Заботиться об уменьшении издержек больного составляет также одно из облегчительных средств болезни и, кроме того, обязанность всякого доброго гражданина требует удерживать капитал в отечестве, и без нужды не швырять его за границу.
Доброе имя обыкновенно приобретается постепенно, понемногу.
Врач не принадлежит ни к какой партии, но целому обществу. Общительность есть его элемент; свободный дух среди разных политических обстоятельств составляет его благороднейшее преимущество. А потому он должен остерегаться быть членом какой-нибудь партии или общества, которые его к себе приглашать будут. Звание обязывает его не обращать никакого внимания на внешние обстоятельства людей, но видеть каждого человека чистым.
Остроумная колкость и наклонность к сатире есть самое ненавистное качество во враче… Люди охотнее прощают действительную обиду, нежели насмешку.
Скромность есть самое необходимое качество врача. Оно тесно соединено с его званием. Ему поверяются глубокие тайны; счастье человека, даже целого семейства хранится в его руках, а потому должно считать за величайшую низость измену такого доверия, или даже умышленное его злоупотребление.
Самая худая молва о враче, если говорят, что он игрок, пьяница и любодей. Эти качества совершенно не согласуются с его занятиями, и лишают его всякого доверия в публике. Первое лишает его попечений о больных, второе затемняет голову, третье отнимает чистоту нрава и характера, необходимую при врачебных действиях. А потому врачу гораздо лучше быть женатым: женатая жизнь предохраняет от уклонений всякого рода, приучает к правильности, вселяет более доверия, особенно со стороны женской, и избавляет от подозрений.
Всячески должно остерегаться быть подозреваемым в корыстолюбии. Это свойство унижает врача и искусство, отделяет от него бедного больного и, что более всего, лишает хорошего имени.