Итак, продолжаем.
Существуют 3 принципиально разных вида посадки: классическая, спортивная и чопперная. Чем они отличаются друг от друга и в чём их особенности?
1. Классическая посадка.
Как я уже говорил в описании ёбра, этой посадке соответствует прямая спина. Подножки, находящиеся под телом, на которые удобно вставать. Руль расположен достаточно высоко (что, собственно, во многом способствует распрямлённой спине). Благодаря подобному расположению тела основные точки приложения массы - это подножки и сиденье. Отсутствие опоры на руки позволяет во время езды их расслабить, что способствует лучшей управляемости, особенно на низких скоростях (когда мышцы зажаты, движения получаются скованными и более резкими, что негативно сказывается на управлении). Возможность переносить часть массы (можно даже всю) на подножки, делает их дополнительными органами управления. Перенося часть массы на одну или другую подножку, мы можем наклонять мотоцикл, не свешиваясь с него. Это очень актуально, опять же, на низких скоростях.
В результате можно сказать, что классическая посадка способствует повышению контроля над мотоциклом, улучшению управляемости. Также, что немаловажно, сидя прямо, человек меньше устаёт. Это особенно чувствуется в длительных поездках.
2. Спортивная посадка.
По сравнению с классиками клипоны (руль) спортивных мотоциклов перенесены вперёд и вниз. Из-за этого тело наклоняется сильно вперёд. Мотоциклист, фактически, ложится на бак. Это сделано для того, чтобы уменьшить вертикальный габарит мотоцикла с седоком и, соответственно, сопротивление воздуха, которое на больших скоростях играет огромную роль. Подножки перенесены (по сравнению с классиком) вверх и назад. Переносить на них часть массы вполне реально. При большом желании на них можно даже привстать, но делать это неудобно, т.к. придётся часть массы переносить на руки. Получится стойка на четвереньках.
Такое расположение подножек обусловлено тем, что чем выше расположены подножки, тем на больший угол можно наклонить мотоцикл в повороте так, чтобы они не касались асфальта. Это актуально для скоростного прохождения поворотов на трассе со свешиванием с мотоцикла в соторону поворота. Глядя на некоторые фотографии, становится непонятно как это вообще возможно, почему они не падают???
Очевидно, что если бы подножки находились на том же уровне, что и у классика, они бы физически не дали мотоциклу наклониться до такого уровня. Они просто упёрлись бы в асфальт (и это закончилось бы падением с большой вероятностью).
В целом, спортивная посадка, в простонародье называемая позой креветки, рассчитана на то, что мотоцикл должен развивать максимальную скорость. При этом ничто не должно мешать ехать быстро и по прямой (излишнее сопротивление ветра), и в поворотах (низкие подножки). Неудобство позы компенсируется тем, что поездки обычно длятся недолго. Если говорить о чистом спорте, то гонка длится от силы пару часов. На гражданских же спортбайках все эти признаки спортивной посадки не возведены в такой абсолют, но, в целом, очень похоже.
3. Чопперная посадка.
Сядьте в удобное кожаное кресло или на диван. Вытяните ноги вперёд. Поднимите руки на уровень плеч. Всё. Вы на чоппере.
Руль высокий (иногда даже слишком) :),
широкий и смещён в сторону седока. Сиденье мягкое и максимально удобное. Подножки вынесены далеко вперёд, соответственно, ноги практически полностью разогнуты в колене. Максимально комфортная посадка. Казалось бы - вот оно, счастье! Но есть ряд "но". Огромный руль предполагает большую амплитуду движений во время поворотов. Вынесенные вперёд подножки даже отдалённо не предполагают того, что на них можно опереться или встать. Разве что повиснув руками на руле. Соответственно, управляемость данного аппарата стремится если не к нулю, то по-любому очень низкая. Он предназначен не для скоростного прохождения трассы, а для вальяжной езды с относительно небольшой скоростью (относительно спортбайков). Казалось бы - вот он, идеальный аппарат для туризма! К сожалению, это не так. При том качестве дорог, которое мы имеем в нашей самой большой в мире стране, каждая ямка или лежачий полицейский будет отдаваться в вашей спине ощутимым ударом.Ведь ноги никак не участвуют в поглощении этих вибраций. Вся масса опирается на сидушку. Привстать на подножках, чтобы ногами хоть немного самортизировать удар, невозможно. При этом, если посмотреть на фото,
то станет очевидно, что продолжение амортизатора входит как раз в пятую точку (это в лучшем случае, когда амортизатор вообще есть). Такая картина встречается на данном типе мотоциклов повсеместно. А то бывает же ещё задняя подвеска типа HardTail
- вообще без каких-либо пружин. Амортизация происходит только за счёт подпружиненной сидушки (а иногда и вообще без этого обходится как на фото, например.), на которой сосредоточен весь вес мотоциклиста. Соответственно, на любой кочке вся энергия удара будет передаваться на позвоночник. Для здоровья это не очень полезно.
Т.е. получаем, что помимо того, что на чоппере нужно езить прямо из-за неважнецкой управляемости, так ещё и строго по ровным дорогам.
Очевидно, что существует тьма вариаций на тему совмещения тех или иных видов посадки или их отдельных признаков (например, посадка на скутере, обладающая общими моментами как с чоппером, так и с классиком, но в то же время имеющая огромные отличия). Так глубоко мы углубляться не будем - можно утонуть.
Чем ещё отличаются мотоцклы друг от друга, помимо типа посадки на них?
Об этом мы очень скоро узнаем в третьей части :)