Слушая профессора МДАиС Осипова А.И., я впервые узнал, с удивлением для себя, об идее всеобщего спасения грешников. Спасения после того, как они очистятся в аду от своей скверны. И позже услышал критиков проф. Осипова, в том числе по поводу и этой идеи. Они убеждены, что мучения в аду будут вечными и рьяно упорствуют в этом.
Поразмыслив, я понял что правы сторонники обеих идей!
Кто за то, чтобы грешники, особенно лютые, а не просто вредины и куряги с алкашами, были вечно мучимы в аду бесами? Ну или не бесами, а просто были мучимы от одиночества и отсутствия любви Божией и любви людей и ангелов (каждый понимает ад по-своему и у каждого своя степень греховности, от которой требуется очищение и исцеление).
А кто за то, чтобы Бог по Своей милости в конце всех времён простил всех грешников и они, отмучившись (а кто-то очень конкретно мучаясь - так, что секунда покажется веком) за свои грехи, были бы спасены для нескончаемого бытия с Богом и в Боге?
Обе эти идеи существуют и будоражат умы верующих (атеистам это не интересно, они просто верят, что "получат от жизни всё", а как помрут - погрузятся в тьму и небытие, душ у них типа нет, а их тела просто сгниют в могиле).
Противоречат ли две идеи вечных мучений грешников и всеобщего спасения друг другу?
По этому вопросу идут ожесточённые споры. Большинство говорит - мучения грешников в аду будут вечными, так что никакого всеобщего спасения быть не может!
Хотя предмета для спора-то и нет вовсе! Все думают, что предмет для спора, конечно же есть, и каждый отстаивает свою точку зрения, опираясь на авторитет Св. Писания и многочисленные творения святых!
И КАЖДАЯ из СТОРОН ПРАВА! Причём полностью, а не частично! Обе стороны правы одновременно!
Теперь поясню это кажущееся неразрешимым недоразумение.
Уважаемый мной профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов говорит о "двух параллельно существующих линиях в учении Церкви: одни говорят о вечности ада, другие говорят о полной его конечности. Тайна - вот о чём я говорю, .... премудрость Божия ...." Почему? Чтобы люди не отчаялись, и в то же время, чтобы не расслаблялись!
На мой взгляд тайна, кроме того, о чём говорит Алексей Ильич, заключена ещё и в терминологии.
Итак о терминах - ВЕЧНЫЙ и БЕСКОНЕЧНЫЙ - это НЕ ОДНО И ТО ЖЕ! Эти понятия просто находятся в разных плоскостях. Первое в плоскости ВРЕМЕНИ. Второе - это о БЕЗНАЧАЛЬНОМ и БЕСКОНЕЧНОМ Боге. Хотя ЭТО нельзя назвать ПЛОСКОСТЯМИ, скорее уж ОБЪЁМАМИ! Так и напишем - эти понятия находятся в разных объёмах.
Термин ВЕЧНЫЙ в отношении Бога, очевидно имеет особый смысл, возможно в древних языках он обозначался и особым словом, а не тем же, что и термин "вечный" относительно мучений грешников.
А вечность в смысле ВРЕМЕНИ (от слов век, векА - сто лет, столетия, то есть период от начала времён до конца времён) сотворена Богом вместе с творением мира.
Именно поэтому - для того, чтобы эти термины не путались - в Кондаке на Рождество Христово мы слышим, а кто-то и поёт "Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог". И в других случаях пишут ПРЕДВЕЧНЫЙ БОГ. То есть Бог превыше вечности и существующий ДО того, как появилась вечность.
И в софиологии есть такая формулировка - "ВЕЧНОСТЬ - это чистое действие, не имеющее ни начала, ни конца".
То есть, видим два разных понятия вечности.
Ведь вечность в отношении адских мучений имеет начало, это очевидно. Значит это не та вечность, которой наделён БЕЗНАЧАЛЬНЫЙ Бог. И значит эта вечность (временнАя) может иметь конец, раз имеет начало.
Поэтому всеобщее спасение В КОНЦЕ ВСЕХ ВРЕМЁН не является противоречащим идее вечности адских мук!
После того, как В КОНЦЕ ВСЕХ ВРЕМЁН Богом будет упразднено время, вечность временнАя закончится. И вечные мучения грешников закончатся. И БОГ будет ВСЁ ВО ВСЁМ.
Но опять-таки - никому не расслабляться! Так как согласно теории относительности товарища Эйнштейна, секунда на горячей сковороде для сидящего на ней голой пятой точкой, покажется вечностью! А каждый грешник в аду проведёт в совершенно реальных мучениях (для кого-то не слишком сильных, а для кого-то жутчайших!) не одну секунду и не один месяц и год! С терзаниями от того, что натворили в земной жизни, с опустошёнными от боли и отчаяния душами... и с надеждой на Божие милосердие, которого будут очень-очень долго ждать и очень-очень вымаливать... Так как не верующих в Бога в аду нет и не будет.