Рано или поздно каждый человек задумывается о приближении старости, но лишь единицы понимают, что физическое и духовное здоровье во многом зависит от него самого. «Душа обязана трудиться», тренироваться, как мышцы, как сухожилия, благодаря которым организм поддерживает определенный тонус. Удивительный факт: люди, пережившие в детстве-юности тяжелые испытания более стойки в сложных жизненных ситуациях, легче справляются с личными трагедиями, чем те, кто вырос в благополучной, счастливой семье, ограждающей своего ребенка от каких-либо проблем, и тем самым, лишая его самостоятельности.
Моей знакомой Надежде Захаровне Ивашкевич пришлось пережить очень много. Она родилась в 1911 году. Рано осталась без родителей. Мама – домохозяйка умерла от сердечной болезни, отец – кондуктор на железной дороге – погиб в аварии через год после смерти своей супруги. В 15 лет, закончив 4 класса рижской гимназии, Надя устроилась на работу. На чулочной фабрике, где началась ее трудовая биография, старательную девочку приметили и вскоре назначили мастером. Когда Надя в 20 лет вышла замуж за военного, ее судьбой стала кочевая жизнь. Не получив специального образования, Надежда Захаровна закончила с десяток всевозможных курсов, начиная с бухгалтерских и кончая кружком «Умелые руки». Трудолюбивая молодая женщина всегда находила себе занятие и в военных городках, и в долгих переездах из одного гарнизона в другой. В 1940 году муж Ивашкевич – Алексей Сергеевич закончил Ленинградскую академию связи и получил направление в Белоруссию. Когда стало известно о нападении Германии на Советский Союз, началась срочная эвакуация мирных жителей их прифронтовых районов. За два часа, собрав вещи, Надежда Захаровна с 8-летним сыном выехала в Омскую область, где почти всю войну проработала в местном колхозе разнорабочей.
В Уфу всей семьей Ивашкевич приехали в 1954 году. Алексей Сергеевич до пенсии работал военпредом на заводе им. Кирова и вышел в отставку полковником. Будучи коммунистом, умным и принципиальным руководителем, он всегда с вниманием относился к своим подчиненным. Отказавшись от отдельной квартиры в пользу более нуждающейся семьи, он считал, что не имеет морального права на нее, пока его сослуживцы живут в худших условиях. Когда на его похороны пришли коллеги, они были изумлены, обнаружив, что ветеран войны, заслуженный человек жил в коммуналке. Но для супругов Ивашкевич бытовые условия жизни не являлись самоцелью. Надежда Захаровна с гордостью показывает мне альбомы с фотографиями, на которых они с мужем сняты в различных туристических поездках по стране. Денег они не копили, считая, что новые впечатления, путешествия, общение с людьми – это более интересное и полезное занятие, нежели накопление материальных ценностей. После смерти Алексея Сергеевича Надежда Захаровна первое, что предприняла – продала украшения, подарки, расшитые своими руками скатерти, салфетки, и поставила памятник мужу.
Сын Надежды Захаровны – ученый-атомщик живет в Обнинске и навещает ее только в начале осени, чтобы заготовить для мамы овощи на год. Жизнь для Надежды Захаровны после смерти мужа словно померкла, но одиночество своеобразно повлияло на образ жизни уже немолодой вдовы. Сознавая, что ухаживать за ней некому, Надежда Захаровна взялась за свое здоровье. Начала она с гимнастики. Затем стала обливать холодной водой. Раздельное питание помогло ей избавиться от лишнего веса и оказалось чудодейственным средством решения всех проблем с желудочно-кишечным трактом. В меню Надежды Захаровны большую часть составляют овощи и фрукты; вместо чая и кофе в термосе ароматный настой шиповника. Каждый день три часа посвящены прогулке на свежем воздухе. Нашлось и занятие для души. К 80 лет Ивашкевич пришла учиться к известной в Уфе вышивальщице М. К. Жмур, а через 3-4 года я посетила первую персональную выставку Надежды Захаровны, где демонстрировались коврики, одеяла и картины, выполненные из лоскутов. Творчество дает силы, изобретательный ум подсказывает новые формы и необычные решения. В комнате Надежды Захаровны «цветут» сказочные цветы из бумаги, полиэтилена, атласных лент и различных тканей. Вазочки сделаны из ниток и разноцветных фантиков.
Недавно в нашем городе открылся клуб, объединяющий любителей вышивки и пэчворка (изделия из лоскутов), который назван в честь старейшего его члена – «Надежда». Национальный и художественный музеи приобрели для своих коллекций несколько подушек и ковриков Надежды Захаровны, выполненных техникой пэчворк. А дома – комната искусной мастерицы похожа на старинную горницу, где все предметы убранства выполнены ее руками.
Приглашаем вас читать уфимскую культурную и литературную газету "Истоки" https://istokirb.ru/
Надежда Захаровна уверена, что доживет до ста лет. Она не сплетничает на скамеечке со старушками, не нуждается в визитах врачей, отказалась от помощи райсобеса. Она сама стирает, готовит, убирается по дому и ходит в магазины. Размеренный образ жизни и правильное питание помогают ей жить полноценной жизнью. Надежда Захаровна любит смотреть по телевизору старые фильмы, спектакли и обязательно – новости. Она в курсе событий, происходящих в мире, поддерживают переписку с сыном и родственниками, живущими в других городах. Она спокойна, как бывает спокоен человек с чистой совестью; ее кровяное давление 130/80. она с радостью познает новое, любит учиться и часто повторяет: «Мне интересно жить». Если же вдруг ей становиться грустно, Надежда Захаровна достает небольшую, переплетенную ею самой, книжечку со стихами мужа и читает строки, посвященные ей:
«Наша молодость зря не пропала,
Дети, внуки растут на глазах,
А весна в нашем сердце осталась,
В нашей памяти, в наших делах».
Галина ФАДЕЕВА.