В 1992 году вместе с советским "Аэрофлотом" прекратило своё существование и Северо-Кавказское управление гражданской авиации, рассыпавшееся более чем на десяток различных авиакомпаний. Одной из самых крупных среди них была "Кавминводыавиа", основанная на базе минераловодского объединённого авиаотряда. В отличие своих соседей по региону, "КМВ-авиа" не была акционирована или приватизирована и сразу после своего образования в 1993 году получила статус государственного унитарного авиапредприятия.
На момент получения сертификата эксплуатанта в 1993 году флот авиакомпании выглядел следующим образом:
Ту-154 - 11 самолётов в модификациях Б-1, Б-2 (RA-85226, RA-85303, RA-85307, RA-85330, RA-85340, RA-85371, RA-85373, RA-85382, RA-85393, RA-85457, RA-85494) + 1 самолёт в модификации М (RA-85715).
Ту-134 - 5 самолётов в модификациях А и А-3 (RA-65844, RA-65887, RA-65074, RA-65126, RA-65139)
Средний возраст флота на момент образования авиакомпании составлял 16.6 лет для Ту-134 и 13.8 лет для Ту-154.
Взлёт...
Как и большинство российских авиакомпаний, основанных в 90-е годы, "Кавминводыавиа" не стали особо заморачиваться с ливреей. Синие горизонтальные полосы "Аэрофлота" никуда не делись, поверх них в передней части фюзеляжа нанесли большие красные буквы KMV, а над вторым пассажирским салоном появилась надпись "Кавказские Минеральные Воды". Кили самолётов выкрасили в сплошной синий цвет и украсили гербом региона Кавказских Минеральных Вод - орлом, терзающим змею. На закате существования авиакомпании, новые борта, поступавшие от других перевозчиков уже не красили в классическую ливрею "Кавминводыавиа". Вместо этого поверх старой окраски самолётов наносились логотипы "КМВ-авиа". Так, во флоте перевозчика можно было увидеть самолёты в новой ливрее "Аэрофлота" (RA-85627, RA-85760), S7 (RA-85725), и "Самарских авиалиний" (RA-85792).
Несколько лет "Кавминводыавиа" эксплуатировала Ту-134 и Ту-154, доставшиеся от минераловодского объединённого авиаотряда. Однако уже в 1998 году авиакомпания получила первый Ту-204 с номером RA-64016, ранее летавший во "Внуковских авиалиниях" и "Пермских авиалиниях". Второй Ту-204 перевозчик получил в 2000 году, им стал самолёт с номером RA-64022. В отличие от своего предшественника борт 022 был новым и поступил в "Кавминводыавиа" с завода. Оба самолёта летали в авиакомпании вплоть до прекращения её существования, что делало "Кавминводыавиа" лидером по продолжительности эксплуатации Ту-204 среди российских авиаперевозчиков.
Российская география полётов "КМВ-авиа", помимо обязательных Москвы и Санкт-Петербурга, включала Екатеринбург, Нижневартовск, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ноябрьск, Хабаровск, Сургут, Иркутск, Омск, Красноярск и Мурманск. Заграничные направления были представлены Баку, Ереваном, Салониками, Алеппо, Стамбулом, Шарм-Эль-Шейхом и Хургадой. Помимо регулярных рейсов из Минеральных Вод, "Кавминводыавиа" выполняла также чартерные перелёты из Москвы в Чехию, Австрию, Болгарию, Черногорию, Грецию, Германию, Египет, Турцию, Хорватию.
Долгое время "Кавминводыавиа" выступала единственным связующим звеном между Северным Кавказом и Дальним Востоком. Самолёты совершали рейсы из Минеральных Вод в Хабаровск с дозаправкой в одном из трёх крупнейших городов Сибири: Новосибирске, Красноярске или Иркутске. Одним из самых протяжённых рейсов авиакомпании выполнялся по маршруту Анапа – Минеральные Воды – Красноярск – Хабаровск. Общая протяжённость этого рейса превышала 7100 километров.
Большую часть рейсов по России "Кавминводыавиа" выполняла на Ту-154, тогда как Ту-204 чаще всего использовался для чартерных рейсов из Москвы в страны ближнего зарубежья. Так в расписании регулярных рейсов на 2006 год Ту-204 и вовсе отсутствовали. Тем не менее на внутрироссийских направлениях 204-е можно было встретить, чаще всего это были рейсы из Минеральных Вод в Москву и на Дальний Восток, а также рейсы из Москвы в Норильск.
За всю 18-летнюю историю авиакомпании ни один самолёт "Кавминводыавиа" не попадал в аварии или катастрофы. Самый громкий инцидент, связанный с самолётом авиаперевозчика, произошёл весной 2005 года. Тогда Ту-204, следовавший из Шарм-Эль-Шейха в Москву, резко перешёл в снижение, потеряв 500 метров высоты. На борту лайнера находились 188 человек, несколько пассажиров получили травмы. Представители авиакомпании обвиняли во всём турбулентность, пассажиры же считали причиной инцидента техническое состояние самолёта.
Постепенно, с середины 2000-х годов, "Кавминводыавиа" начали превращаться в монополистов на отдельных направлениях. Причин для этого было несколько. В 2006 году году взлётно-посадочная полоса аэропорта Минеральные Воды пришла в аварийное состояние, из-за чего полёты самолётов с низкорасположенными двигателями были ограничены. Примерно на это же время пришёлся пик массового перехода крупных российских авиакомпаний на воздушные суда иностранного производства, эксплуатация которых на старой ВПП могла представлять опасность.
В итоге авиакомпании, отказавшиеся от Ту-134 и Ту-154, просто переставали летать в Минеральные Воды. Такая ситуация была только на руку "Кавминводыавиа", в течение нескольких лет лишившейся большей части конкурентов. Стоит ли упоминать, что наравне с Ту-154 перевозчик продолжал летать на Ту-204, не беспокоясь о состоянии полосы, хотя в интернете есть информация, что после каждого рейса низкорасположенные двигатели 204-х осматривали на предмет повреждений.
... и падение
К началу 2010-х "Кавмиводыавиа" входила в число российских авиакомпаний с самым старым парком. Ещё летом 2007 года ей запретили полёты в страны Евросоюза. Самолёты перевозчика не соответствовали европейским требованиям безопасности, экологичности и уровню производимого шума. Спустя полгода запрет был снят, но с ограничениями – к полётам в Европу допустили только пять самолётов авиакомпании.
Основу парка у "КМВ-авиа" составляли самолёты Ту-154, чей средний возраст подбирался к 15 годам. Кроме того, «тушки» проигрывали в экономичности «Эйрбасам» и «Боингам». На фоне этого руководство авиакомпании задумалось об обновлении флота и остановило свой выбор на лайнерах Airbus A320. Весной 2011 года экипажи и наземный персонал компании прошли переучивание на этот тип воздушных судов. Первый A320 в "КМВ-авиа" рассчитывали получить уже к маю-июню того же года, однако позже сроки сдвинулись на июль, потом на август. Получить новые самолёты "Кавминводыавиа" так и не успели. Перевозчик столкнулся с маховиком реорганизаций авиаперевозок, уже несколько лет раскручивающимся по всей России.
Объединение крупнейшей авиакомпании Северного Кавказа с рядом региональных перевозчиков, находящихся на балансе "Ростехнологий", планировалось ещё с 2009 года. Новая компания даже успела получить название – "Росавиа", однако на этом её история и закончилась. В 2010 году"Росавиа" была признана банкротом, активы перешли крупнейшей "Аэрофлоту".
Тот, в свою очередь, решил действовать по такой же схеме и приступил к созданию авиакомпании "Россия", куда помимо одноименного перевозчика из Санкт-Петербурга должны были войти также "Оренбургские авиалинии" и "Донавиа". Последняя была южной "дочкой" "Аэрофлота" и выполняла рейсы из Ростовской области, Кубани и Ставрополья. Именно с "Донавиа" и предполагалось объединить "Кавминводывавиа".
Однако и этого не случилось. В сентябре 2011 года Росавиация начала массовые проверки небольших авиаперевозчиков, вызванные крушением Як-42 в Ярославле. Под раздачу попала и "Кавминводыавиа". В Росавиации сочли, что текущее финансовое положение компании не позволяет ей гарантировать безопасность полётов. 28 сентября 2011 года сертификат эксплуатанта был аннулирован и "КМВ-авиа" прекратила полёты.
Личное мнение
Первый раз мне довелось воспользоваться услугами "Кавминводыавиа" в 2004 году. Это был самый длинный в маршрутной сети рейс авиакомпании: Минеральные Воды - Красноярск - Хабаровск, выполнявшийся под обозначением МИ6393. Полёт до Красноярска занимал 5.5 часов, после чего следовала дозаправка, и ещё 4.5 часа полёта до Хабаровска. Долгое время этот рейс выполнялся на Ту-154, однако с середины 2000-х годов на него периодически ставили Ту-204.
Последний раз на Дальний Восток вместе с "Кавминводыавиа" я летал в 2010 году. Рейс до Хабаровска выполнялся на Ту-204, промежуточная посадка была в Иркутске. На обратном пути на Ту-204 выполнялся только сегмент Хабаровск - Красноярск. В Красноярске нас сначала высадили в автобус, а потом сообщили, что борт меняют и дальше мы полетим на Ту-154. Пришлось возвращаться в салон за вещами.
Лично у меня полёты с "Кавминводыавиа" не вызывали особого негатива. Это была обычная для середины 2000-х региональная авиакомпания со старыми самолётами, в обшивку которых намертво въелся запах туалета и бортовой кухни. Для меня было важно, чтобы меня живым и здоровым доставили на Дальний Восток, в остальном мелочи были не важны.
В то же время не все были столь лояльны в отношении авиаперевозчика. На сайте Airlines Inform рейтинг авиакомпании составляет 3.5 балла из 5. Пассажиры отмечали профессиональную работу лётных экипажей "Кавминводыавиа", но при этом ругали за высокие тарифы и плохое состояние салонов самолётов.
Судьба самолётов
После закрытия авиакомпании судьба флота "Кавминводыавиа", на тот момент состоявшего из 7 самолётов Ту-154 и 2 самолётов Ту-204, решилась быстро. Самолёты, не принадлежавшие авиакомпании, вернулись к лизингодателям. Те Ту-154, что находились в собственности "Кавминводыавиа", были порезаны на площадках минераловодского аэропорта. В итоге из всего парка Ту-154 уцелели всего два самолёта.
Первый - Ту-154Б-2 с номером RA-85330, списанный в 2003 году и установленный в качестве тренажёра для бортпроводников. Самолёт находится на территории аэропорта, поэтому без пропуска увидеть его нельзя.
Ещё один "счастливчик" - это борт RA-85457 "Ставрополье", некогда один из самых старых эксплуатировавшихся Ту-154Б-2 в России. Самолёт летал в "Кавминводыавиа" вплоть до её закрытия, а после занял своё место в аэропорту в качестве пожарного тренажёра. Сейчас его можно увидеть на рулении в районе двадцатых стоянок аэропорта Минеральных Вод.
Что касается пары Ту-204, то их история оказалась гораздо сложнее. Самолёты не успели выработать свой ресурс, поэтому их решили передать крупнейшему на тот момент эксплуатанту Ту-204 в России - авиакомпании Red Wings. Осенью 2012 года борта 64016 и 64022 перелетели из Минеральных Вод в Жуковский для перехода в состав флота "краснокрылых". Там они находятся и по сей день. В 2018 году Red Wings перестала летать на Ту-204 и судьба бывших бортов "Кавминводыавиа" остаётся незавидной. Оба борта сейчас стоят неподалёку от торца ВПП 30 аэродром Раменское в частично разукомплектованном состоянии. В лучшем случае их могут продать за рубеж, как это было с самолётами Red Wings. В худшем - просто порежут.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Прилёт исполина: Boeing 747 в аэропорту Минеральных Вод
Из России в Азию: какая судьба ждёт Ту-204 Red Wings?
Airbus A350: снаружи, внутри и в воздухе
Судьба самолёта: история Ту-154 RA-85677
Осенний споттинг-2019 в аэропорту Минеральных Вод
Судьба самолёта: история борта RA-85630
На чём летали в Крым в 2014 году
Самый короткий рейс "Суперджета": 48 минут в полёте
Судьба самолёта: последнее пристанище Ту-154 RA-85330
Як-42ЛЛ: уникальный самолёт "Росгидромета"
Ка-226: на чём летает российская полиция
Судьба самолёта: печальная история Ил-18 СССР-75767