Найти тему

Как вырастить тунеядца

Недавние новости из страны Суоми свидетельствуют о том, что у финского образовательного чуда есть и темная сторона.

Все, кто хоть немного интересуется, как устроено образование за пределами отечества, наверняка слышал о чудесах финской школы. Эта образовательная модель оседает в российских умах не иначе как в форме волшебной мечты.

Каждая финская школа финансируется одинаково, независимо от расположения
Каждая финская школа финансируется одинаково, независимо от расположения

Полное государственное обеспечение школьника . Ученикам каждого класса выдаются не только учебники, но и рюкзаки, набитые под завязку школьной "канцеляркой". Когда будет нужно, финское дитя получит для учебы даже планшет за счет государства.

Классы и лаборатории, укомплектованные по последнему слову техники. Для непосвященных: не в каждой российской школе нынче есть мастерская для уроков технологии, а опыты по физике и химии частенько можно показать только на экране (например потому, что самый исправный амперметр помечен 1964 годом выпуска, и он один, а нужно 15).

Для учителя финская школа - просто рай. Чего стоит только штатный педагог-помощник (а то и два-три), функции которого - помогать отстающим на уроке и после него. То есть с классом на уроке работают одновременно несколько грамотных специалистов! А еще хорошая зарплата, свобода преподавания и отсутствие давления с разных сторон.

Есть ли у финского ребенка шанс что-то пропустить или не понять на занятии?
Есть ли у финского ребенка шанс что-то пропустить или не понять на занятии?

Кредо финской школы: "Можно учить для экзаменов, а можно - для жизни. Мы выбираем второе".

Финский школьник не получает многочасовых домашних заданий. Там считается, что в свободное время он должен отдыхать и общаться. Финским родителям не приходится после работы делать/проверять уроки и (не дай бог!) учебные проекты вместе с любимым чадом (а то и вместо него). Они могут сходить со своими детьми на каток или просто провести вечер за любимым делом в теплой компании родных и близких.

Ученик в Финляндии избавлен от необходимости все время подтверждать свою компетентность на контрольных, проверочных и экзаменах. Если для наших детей пугающие аббревиатуры вроде ОГЭ, ЕГЭ и ВПР - неизменные спутники по школьной жизни, то финны не сдают никаких экзаменов даже по окончании своей средней школы. Средние специальные учреждения принимают по среднему баллу аттестата. У желающих повысить оценки и поступить в ВУЗ есть дополнительный год для подготовки. Тоже бесплатно.

Отсутствие принуждения и насилия, доверие к ребенку и к учителю - основа финского образования. Поразительная, а потому очень подозрительная картина. Не отпускает мысль: "Что-то здесь не так".

-3

Первый аргумент скептиков: "Ну скажи, знаешь ли ты хоть одного великого финского ученого или изобретателя?". Честно - не знаю. Но при этом я не знаю ни одного великого ученого и среди своих многочисленных знакомых, которые многие годы тянут лямку российской школы. Сначала за партой, потом - как родители. Некоторые - у доски.

Да что там открытия и изобретения! Не каждому удалось найти просто хорошую работу в обмен на свои аттестаты с отличием и красные дипломы...

Между тем спокойные и счастливые финские школьники легко занимают верхние строчки в международных массовых тестированиях. По читательской грамотности они третьи в числе 80 стран мира. По математической грамотности - в первой десятке. В естественных науках впереди только Шанхай. При том, что Российские параметры в этом рейтинге весьма печальны: 26-23-32. Поднять наших детей из третьего десятка не помогают ни образовательные реформы, ни моральные кодексы учителя, ни многочисленные указы чиновников.

Второй аргумент подоспел с очередными новостями о падении ВВП Финляндии. Уже четвертый год экономику этой вообще-то благополучной и стабильной страны лихорадит. МВФ полагает, что Финляндия из быстро развивающейся страны стремительно превращается в аутсайдера.

-4

Экономистам и политологам виднее, в чем причина такого разворота. Но один из детонаторов заложен не иначе как психологическим комфортом и свободой финских школьников плюс социальной системой страны.

Судите сами.

Сейчас каждый пятый молодой финн не работает и не учится. Нет, он не против престижной и высокооплачиваемой работы. Но, если вдруг таковая не находится или он её по каким-то причинам пока не заслуживает, то предпочитает жить на пособие по безработице. Раз в год проходит некое ненапряжное переобучение, потом является на работу, уведомляет государство о том, что оная ему (умному, раскрепощенному и свободолюбивому существу) не подходит, и замыкает благостный круг.

-5

Сейчас на содержание таких идейных безработных тратится до 5 млрд. евро в год. И поколение тунеядцев растет, вытесняя работящих предков.

Можете спорить, но я вижу, как эту модель поведения годами взращивает именно оно, замечательное финское образование. Не хочешь вместе со всеми смотреть обучающий фильм по художественному произведению - можешь почитать, порисовать, только не мешай другим. Устал сидеть на стуле - полежи на ковре. Мы в свободной и счастливой школе, где каждый учится по мере своих сил и желаний.

-6

Еще недавно мне казалось, что это здорово. Однако, у каждой медали есть обратная сторона...