Войны, несмотря на всю их кровопролитность и обилие жертв, являются одним из главнейших стимулов развития различных видов вооружений и соответствующих технологий. Попытки военных ученых создать максимально эффективное оружие не раз воплощались в виде крайне необычных проектов. Одним из ярчайших примеров подобных разработок можно назвать японские пилотируемые торпеды времен Второй мировой – «Кайтэн».
Конечно, это оружие нельзя назвать технологическим прорывом, скорее, их создание было своего рода актом отчаяния Японии. Однако уникальность этих торпед, а также отвага японских пилотов, проходивших длительную подготовку для проведения последней в своей жизни атаки, заслуживают того, чтобы познакомиться с этими снарядами ближе.
Ранее мы писали: Лазерная система «LaWS»: «Звездные войны» в море.
История создания торпед «Kaiten» и их особенности
В конце 1943 года японское командование окончательно осознало, что с каждым месяцем шансы Японии на победу в войне уменьшаются, причем с невероятной скоростью. В это время было выдвинуто предложение использовать различные типы оружия, подразумевающие гибель пилота при детонации.
Для ВМФ это были самолеты с пилотами камикадзе, взрывающиеся лодки, водолазы приводящие в действие взрывные устройства, живые мины и, собственно, пилотируемые торпеды «Кайтэн».
Сперва высшее руководство отклонило это предложение, однако первые месяцы 44-го года дали понять, что использование тактики камикадзе – единственное, что может спасти Японию от поражения в войне.
Разработка была начата в феврале и уже спустя 4 месяца Япония построила первый прототип. За основу взяли торпеду «Тип 93», также известную как «Длинное копье», о которой мы уже писали ранее.
К ней был добавлен еще один отсек, так что длина торпеды увеличилась. В этом отсеке как раз и находился пилот и устройства для ручного управления торпедой. Дополнительно инженеры повысили массу боеголовки до 1550 кг.
Существовало несколько типов торпеды «Кайтен», отличающихся весом, длиной, типом привода, расположением ключевых узлов и т.д. Кроме того, некоторые модели были рассчитаны не на одного пилота, а на двух и даже четырех операторов. Однако в реальных боевых условиях использовался только «Тип 1», другие же либо остались на стадии проектов, либо в виде прототипов.
Первые модели торпед оборудовались системой катапультирования, однако во время испытаний ни один пилот не воспользовался ею, поэтому в конечном итоге от данного механизма отказались. Вместо него пилоту была предоставлена кнопка самоуничтожения, которой он мог воспользоваться в случае неудачной атаки.
После короткого периода испытаний торпеды «Кайтен» поступили на вооружение. Было построено более 300 таких торпед, причем 100 из них были запущены.
Изначально планировалось запускать «Kaiten» как с подводных лодок, так и с палуб надводных судов и даже при помощи береговых установок, однако на практике применен был только первый вариант.
Торпеды крепились к японским подлодкам и соединялись с ними при помощи узкой трубки, через которую пилоты попадали внутрь торпеды.
Как только экипаж субмарины обнаруживал цель, торпеда подготавливалась к запуску, при помощи гирокомпаса задавалась глубина и направление, а пилот получал свой последний инструктаж.
После выпуска торпеды и прохождения ею определенного расстояния «Kaiten» всплывала на поверхность и у пилота появлялась возможность скорректировать курс. Ориентироваться ему приходилось при помощи выдвижного перископа.
Далее торпеда погружалась на заданную глубину, а ее боеголовка приводилась пилотом в боевое состояние. Снаряд увеличивал скорость и направлялся к цели. Если атака терпела неудачу, у пилота была возможность совершить еще одну попытку, однако если и в этот раз торпеда не попадала в цель, единственным выходом была кнопка детонации.
Вас заинтересует: История якоря: от булыжника на веревке до 40-тонной конструкции.
Как готовили пилотов для торпед «Кайтен»
Может показаться, что внесение корректив в курс торпеды не требовало от пилотов «Кайтен» каких-либо экстраординарных умений. Однако на самом деле подготовка тэйсинтай (так назывались японские добровольцы, идущие на гибель) была очень серьезной. Процесс обучения был настоящим испытанием и нередко приводил к летальным последствиям.
На специально оборудованном полигоне молодые люди от 17 до 28 лет тренировались управлять «Kaiten» в самых сложных условиях, полагаясь лишь на перископ и приборы.
Подготовка включала в себя ночные тренировки, быстрый проход торпеды рядом со скалами и через узкие каналы. Завершающим же этапом обучения был пробный пуск торпеды без боеголовки в учебную цель.
Если пилот проходил это испытание, то его принимали на службу. Поскольку первое выполнение боевой миссии оказывалось для тейсинтай и последним, добровольцы оставляли прощальные письма своим родным и близким.
Пилоты, успешно справившиеся со своей задачей, становились национальными героями, а их родственники – уважаемыми и привилегированными людьми.
Читайте также: «Тип 94» – орудие размером с эсминец и снарядом весом с внедорожник.
Насколько успешными были японские торпеды «Кайтэн»
Пилотируемая торпеда «Кайтен» считается вторым по результативности оружием такого типа, после самолетов камикадзе. Однако в целом подобные снаряды показали себя малоэффективными, и значительно уступали в этом вопросе своему прототипу – торпедам «Длинное копье».
«Кайтэн» стали причиной затопления лишь трех американских судов, одно из которых при этом стояло на якоре.
Использование этого оружия привело к незначительным потерям у американской стороны – всего 187 человек. Япония же потеряла в несколько раз больше солдат.
Торпеда имела ограниченную глубину погружения, что негативно влияло на возможности субмарин, транспортирующих ее – подводные корабли были вынуждены держаться у самой поверхности воды, так что их быстро обнаруживали.
Всего было затоплено 8 подлодок, транспортирующих «Кайтен». На их борту, в общей сложности, находилось более 800 человек. Также к потерям Японии от этих торпед можно отнести их пилотов – более 100 человек и вспомогательный персонал, пострадавший во время испытаний и разработки данного оружия – более 150 добровольцев, инженеров и прочих.
Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep». Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте, Twitter и Facebook.