Существует 100500 миллионов статей о том, чем руководствоваться при подборе первого мотоцикла. Как правило, упор делается на надёжность, простоту, дешевизну, неубиваемость при падениях и тому подобных вещах. Это всё тоже правильные вещи, и на них обязательно нужно обращать внимание. Однако, есть и другие аспекты, которые хотелось бы обсудить. Они крайне редко всплывают на стадии подбора мотоцикла, однако, когда мот уже куплен, выясняется, что он не подходит данному конкретному человеку по некоторым параметрам. Причём постфактум становится очевидно, что эти проблемы можно было предвидеть ещё до покупки, но никто об этом просто не задумывался.
Значительная часть материала, написанного в данной статье, базируется на курсе лекций, которые читает своим студентам начальник мотошколы Extradrive Илья Бибанов - грамотный инструктор, глубоко разбирающийся в вопросе, и вообще хороший человек :) Естественно, я добавил и свои мысли.
Все нормальные люди перед покупкой мотоцикла идут в мотошколу, где они в 80% учатся на мотоцикле Yamaha YBR125 (ещё процентов 8-9 приходится на его китайские аналоги, которые, впрочем, потихоньку отвоёвывают себе место под солнцем, а остальное - на разные четырёхсот кубовые мотоциклы a-la CB-400), в простонародье - Ёбрик.
Почему именно эта модель используется мотошколами для обучения?
1. Он дешёвый. Новый мотоцикл стоит сейчас в Москве в салонах 150к руб.
2. При своей стоимости он Японский (даже если сделан за её пределами. С контролем качества там всё отлично, как показывает опыт). Отличается высокой надёжностью.
3. Он неприхотливый. Его трудно убить даже при том, что на нём постоянно ездят неопытные граждане. Если установить грамотную защиту от падений в виде дуг, то для того, чтобы его сломать, нужно будет очень сильно постараться и делать это строго специально.
4. Он дешёвый не только при покупке, но и в обслуживании (это, кстати, один из критериев при выборе первого мотоцикла, который будет рассмотрен далее в одной из глав). Модель достаточно распространённая. Расходники все на неё есть и родные, и не очень. Стоят недорого.
5. Он лёгкий и удобный.
Если с первыми четырьмя пунктами всё более или менее понятно, то вот на последнем я бы хотел остановиться подробнее. Что я подразумеваю под словом "удобный"? Сидя на нём у мотоциклиста практически прямая спина. Ноги не поджаты под зад, как у спортбайков, а согнуты примерно под прямым углом (конечно, это зависит от роста, но даже высокие граждане не испытывают дискомфорта).
Водительские подножки расположены примерно под телом так, что на них удобно вставать привстать. Достаточно мягкое сиденье и подвеска обеспечивают комфортное состояние пятой точки. Средняя мягкость и ход подвески, а так же его габариты и максимальный угол поворота руля делают его очень манёвренным. При небольшом объёме одноцилиндровый двигатель обладает достаточно высокой тяговитостью.
Совокупность всех этих факторов делают его практически идеальным средством для обучения.
На каком мотоцикле и почему проходит обучение большинство студентов, мы разобрались. А какие ещё бывают мотоциклы? Что ждёт новичков после мотошколы и получения прав?
В большинстве случаев разделение мотоциклов идёт по кубатуре (например: полтос (50), чесотка (400), литр (1000) и др.) и назначению (спорт, кросс, чоппер и тп). Я же предлагаю посмотреть на несколько иное деление: по посадке на мотоцикле и по особенностям его эксплуатации.
Подробное рассмотрение этих особенностей мы начнём в следующей части :)